Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

 

Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта - часть 4

Для смазки лифтовых узлов типовых конструкций различного назначения применяются следующие основные марки масел, некоторые свойства которых приведены в таблице 14.1.

Из приведенных в таблице узлов наиболее ответственным является червячный глобоидный редуктор, его работа сопровождается интенсивным трением в зоне контакта зуба червячного колеса с витком червяка, вследствие чего выделяется большое количество тепла.


Таблица 14.1. Характеристики смазочных масел, применяемых в типовых лифтах

Тип масла ГОСТ или технические условия

Марка

масла

Кинематичес­кая вязкость при темпера­туре в °С сст.

Условная вяз­кость при тем­пературе в °С, не выше 0 ВУ

Темпе­ратура застыва­ния, °С

Наименова­ние смазы­ваемого узла

100°

о

О

*Г)

о

О

О

50°

1

Индустриальное 20 ГОСТ 1707 -51

И-20

17- 23

2,6-3,31

-20

масляный

буфер

2

Трансмиссионное автотракторное ГОСТ 542 -50

летнее

28-30

4,0- 4,5

 

-5

Червячные,

глобоидные

редуктора

3

Трансмиссионное для редукторов. ТУ 38.101.529 -75

летнее

28-36

 

 

-//-

4

Т рансмиссионное для промышлен­ного оборудования ТУ 38.101.529-75

летнее

27-34

 

_//_

5

Автотракторное

АК-15

ГОСТ 1862-63

15

0

Редуктор

привода

дверей

6

Осевое ГОСТ 610-48

летнее

36-52

5,7

-15

Направляю­щие из ме­таллического профиля

Далее отметим сравнительные преимущества масел перед консистентными смазками: обладают более стабильными, чем консистентные смазки, свойствами; могут длительно работать при высоких температурах не теряя смазывающих свойств; не вызывают больших потерь на перемешивание; обладают меньшим, чем консистентные смазки, внутренним трением; облегчают условия эксплуатации, т.к. не требуют разборки узла при замене, позволяют применять системы очистки масла.

Недостатки масел: необходимость в более сложных уплотняющих устройствах; необходимость более частого пополнения.

Консистентные смазки: Они широко применяются в лифтах.

Консистентные смазки представляют собой густые мазеподобные пластические вещества, получаемые из очищенных маловязких или средневязких масел, загущаемых мылами или немыльными загустителями.

В зависимости от назначения консистентные смазки подразделяются на антифрикционные и защитные. Антифрикционные предназначены для уменьшения сил трения и скорости изнашивания трущихся поверхностей, защиты их от коррозии и для герметизации узлов. Защитные консервационные смазки применяются для защиты от коррозии металлических поверхностей узлов лифта при их хранении.

Для консервационных смазок используют немыльные загустители, это парафины, церезины, воски и др. Для антифрикционных консистентных смазок применяют мыла, изготавливаемые на синтетических жирных кислотах и естественных растительных и животных жирах. В зависимости от загустителя консистентные смазки называют синтетическими и жировыми.

Основными показателями для оценки консистентных смазок являются: теплостойкость, которая может быть выражена через температуру каплепадения; прочность или предел прочности; степень густоты или пенетрация, характеризующаяся глубиной проникновения стандартного конуса массой 150 грамм за 5 секунд, выраженная в десятых долях миллиметра; влагостойкость; антифрикци-онность; стабильность; антикоррозионность; содержание механических примесей и воды.

Антифрикционные консистентные смазки подразделяются на два класса в зависимости от сферы применения.

К первому классу относятся универсальные смазки, которые в буквенном обозначении на первом месте имеют букву «У», последующие буквы обозначают специфические свойства смазки. Это, например, диапазон температур каплепадения, которые получили название низкоплавкие с температурой до 65°С, обозначаются буквой Н; среднеплавкие, с температурой каплепадения до 100°С, - С; тугоплавкие, с температурой каплепадения t° > 100°С, - Т. Обычно буквы, обозначения диапазона температур каплепадения располагаются на втором месте. Далее, располагающиеся буквы обозначают: В - водостойкие, М - морозостойкие, сохраняющие работоспособность при температурах ниже - 30°С; А - активированные, предназначенные для особо высоких нагрузок; 3 - защитные, защищающие от коррозии; Р-не растворяющие резины; К - кислотоупорные.

Например, смазка УТВМА - универсальная, тугоплавкая, водостойкая, морозостойкая, активированная.

Ко второму классу относятся специальные смазки, обозначаемые одной или несколькими буквами, раскрывающими область применения: А - автотранспортные; В - для предметов вооружения; Ж - железнодорожные; И - индустриальные; М -морские; С - самолетные

Преимущества консистентных смазок: не требуют сложных уплотнений; надежно заполняют зазоры между вращающимися и неподвижными деталями уплотнений, улучшая их работу; работают более продолжительный срок не требуя пополнения, до 12 месяцев.

Недостатки: повышенное внутреннее трение не позволяет их использовать при высоких скоростях; чувствительность к температурным изменениям; необходимость разборки узла при замене смазки.

Для смазки лифтов могут применяться консистентные смазки, свойства которых приведены в таблице 14.2.

Таблица 14.2.

Свойства смазок

Солидол жировой

Пресс- солидол УС -1

УС- 2

УС- 3

Температура каплепадения не ниже, °С

Степень густоты, пенетрация при 25° С

Предел прочности при 50° С, не ниже г/см3

Содержание свободных щелочей, не более, в %

Содержание механических примесей, не более, в %

Содержание воды, не более, в %

75

300-355

0,1

0,30

1,5

75

230-290

0,2

0,40

2,0

90

150-220

0,2

0,60

3,0

Для грамотной организации смазки оборудования, обычно, используются два документа, включаемые в состав эксплуатационной документации, присылаемой заводом или фирмой, изготовившей лифт.

Во первых это карта или схема смазки, на которой представлена конструктивная схема с цифровым обозначением всех мест, требующих смазки. Для лифта это редуктор, тормоз, двигатель, ограничитель скорости, направляющие, подвеска кабины, двери и привод дверей кабины, ловители, механизм подвижного пола, механизм включения ловителей, ловители, натяжное устройство ограничителя скорости, подшипники роликов и контрроликов дверей шахты, масляные буфера. Вторым документом является таблица смазки.

В таблице смазки приводится перечень узлов и деталей, подлежащих смазыванию, наименование смазочных материалов, количество точек смазки, способ нанесения смазочных материалов, периодичность проверки, пополнения или замены смазки.

Ниже приводится примерная таблица смазки для типового пассажирского лифта.

Примечание к таблице

В течение первых шести месяцев эксплуатации вновь смонтированных лифтов или после ремонта редуктора масло менять через каждые два месяца. При замене масла редуктор промывать горячим веретенным маслом.

Содержание