Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Вынужденные колебания лифтов


Вынужденные колебания элементов лифта могут возникать как в периоды неустановившегося движения в процессе пуска и торможения привода, так и при установившемся движении.

Неустановившееся движение привода кабины лифта при его пуске или торможении в зависимости от плавности нарастания и характера изменения крутящего момента от двигателя или тормоза во времени практически всегда приводит к возникновению колебания кабины с той или иной интенсивностью, которые в дальнейшем при установившемся движении, если не наблюдается возникновений явлений резонансного характера колебаний кабины и противовеса, должны затухать.

Известно [15, 16], что в случае мгновенного приложения постоянного крутящего момента при пуске или тормозного момента к КВШ (или барабану), если время разгона или торможения

т

будет больше 1/2 периода собственных колебаний кабины Т на канатах подвески, то максимальное динамическое усилие в канатах с учетом колебаний может быть определено по формуле

Время торможения кабины механическим тормозом с малой скорости, равной

для двухскоростных асинхронных двигателей 1/3 или 1/4 номинальной, может иметь длительность импульса менее 0,25 периода собственных колебаний кабины на нижних этажах. В этом случае по закону (рис. 15.2) и коэффициент динамичности может быть меньше единицы. Следует отметить, что в случаях совпадения или даже сближения парциальных частот собственных колебаний кабины и противовеса на . канатах подвески, что вполне реально при работе лифтов, амплитуды возникших в переходных режи-мах вынужденных колебаний не будут быстро затухать, а будут поддерживаться достаточно длительное время вследствие возможной перекачки энергии колебаний между кабиной и противовесом.

Существенного снижения коэффициента динамичности за счет уменьшения амплитуд колебаний при разгоне и торможении кабины можно добиться путем обеспечения плавного нарастания движущего и тормозного моментов от 0 до шах путем регулирования управления двигателем и тормозом.


Так, например для лифтов, имеющих высоту подъема до 75 м наибольший период колебаний Т «0,5 с, достаточно обеспечить время нарастания движущего или тормозного момента, чтобы возникающие амплитуды колебаний кабины при пуске и торможении были не существенны. Такое время нарастания момента t0 при необходимости достаточно просто обеспечивается в приводе лифтов от двигателей постоянного тока, а также при применении теристорных преобразователей для двигателей переменного тока.

Существенное увеличение времени нарастания t0 против величин, обеспечивающих Я = to/T = 2, ведет к затягиванию процессов пуска и торможения лифта и снижению его производительности без существенного влияния на плавность их работы и динамические нагрузки, возникающие за счет колебаний.

При установившемся движении кабины с определенной скоростью могут также возбуждаться в его элементах дополнительные колебания. Эти колебания могут вызываться в основном инерционными нагрузками от неуравновешенности вращающихся масс, кинематическими погрешностями, связанными с изготовлением, монтажом и деформативностью элементов привода лифта и др. Возбуждаемые колебания при установившихся режимах работы носят, как правило, гармонический характер в основном с частотами, равными или кратными частотам вращения валов привода.

Вынужденные колебания лифтов



Например, как показывают результаты исследования виброактивности наиболее широко используемых приводов лифтов с червячными редукторами, возбуждаемые ими колебания в наибольшей степени связаны с частотой вращения вала двигателя (червяка) и кратными частотами.

Основная частота возбуждения гармонических колебаний, соответствующая частоте вращения вала двигателя (и червяка) , для наиболее часто употребляемых асинхронных двигателей обычно составляет 16 Гц. В выпускавшихся например ранее лебедках с глобоидными червячными передачами вал двигателя и соединенный с ним муфтой вал червяка с маховиком вследствие недостаточной точности изготовления, монтажа и отсутствия надлежащей балансировки деталей имели существенные дисбалансы, вследствие чего при его вращении возбуждались значительные инерционные силы с частотой 16 Гц, а также с кратной частотой 32 Гц, которые проявлялись в виде колебаний как непосредственно всей лебедки с рамой, так и кабины и противовеса. Эти колебания вследствие их сравнительно низкой частоты трудно гасить с помощью амортизаторов установки лебедки, и они передавались на пол кабины, элементы конструкции шахты и прилегающих помещений. Поэтому основным способом уменьшения их вредного воздействия следует признать необходимость высокой точности изготовления, монтажа и динамической балансировки вала двигателя совместно с быстроходным валом редуктора.

Важной причиной возникновения вынужденных установившихся колебаний в приводе указанных, а также более высоких и низких частот являются кинематические возмущения. Эти возмущения связаны обычно: с кинематической точностью червячной передачи, погрешностью ее изготовления и монтажа; погрешностью изготовления и монтажа других деталей привода; влиянием деформаций элементов привода.

Трудности с обеспечением низкой виброактивности глобоидных передач послужили одной из основных причин отказа от их применения в приводах лифтов последних поколений, и перехода на применение червячной передачи с цилиндрическим червяком. Одновременное изготовление вала червяка заодно с валом двигателя и повышение точности изготовления позволило существенно снизить виброактивность червячных редукторов, как на низких, так и звуковых частотах.

Вынужденные колебания лифтов

Однако, кинематические возмущения по этим частотам при достаточной точности изготовления и жесткости как правило не велики и существенного влияния на виброактивность привода не оказывают. Кроме того, низкая частота этих возмущений не может приводить к сколько-нибудь существенному усилению их воздействия в элементах лифта.

Кроме указанных выше путей и средств для уменьшения амплитуд колебаний следует отметить также, что для уменьшения вредного воздействия на человека вибрации звуковых частот (шума) широко применяют также звукоизоляцию купе кабины, используя специальные звукопоглощающие материалы.

Большинство передовых фирм для уменьшения вредного воздействия вибрации и шума от лифтов на пассажиров и людей, работающих и проживающих в помещениях вблизи лифтов, в создаваемых ими конструкциях обеспечивают сущест-венно более низкие их уровни вибрации и шума в сравнении с требованиями ГОСТ 220011-95, что увеличивает их конкурентоспособность.

Содержание