Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Показатели качества лифтов

Надежность лифтов



Надежность лифтов - одно из важнейших свойств их качества, характеризующее способность лифта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих задан-ным режимам и условиям их использования, технического обслуживания, ремонтов и сохранности. Надежность обуславливается такими важными свойствами качества как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Под безотказностью понимается свойство лифта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки (объема перевозок). Отказом называют такое состояние лифта, при котором он полностью или частично теряет свою работоспособность и не может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации (ПУБЭЛ, Стандартами, техническими условиями и др.).

Признаки (критерии) отказов должны устанавливаться нормативно-технической документацией на данный лифт или его отдельные узлы и агрегаты. Все виды отказов обычно подразделяются на две группы:

1. Из-за разрушения элементов лифта (поломки), недопустимые деформации, недопустимый износ, обрыв канатов, проводников, короткие замыкания, расплавление и сгорание элементов схем и т.п.

2. Вследствие нарушения качества функционирования (нарушение регулировок тормозов и систем управления и блокировок; загрязнение трущихся поверхностей, ослабление контактов электропроводок, креплений элементов конструкций и т.п.; засорения и утечки в гидросистемах и др.).

Безотказность лифтов может характеризоваться следующими основными показателями: вероятностью безотказной работы за определенный отрезок времени в % или в долях от единицы; средней (вероятность 50% или 0,5) наработкой лифта на отказ за определенное время работы или объем выполняемых перевозок; интенсивностью отказов, выражаемой количеством отказов в единицу времени.

В ГОСТ 220011-95 безотказность лифтов регламентируется только средней наработкой его на отказ. Например для лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях при скоростях движения кабины до 1,6 м/с средняя наработка на отказ должна составлять не менее 440 час. При вероятности же безотказной работы, например в 99% (0,99), что желательно иметь в нормах, наработка таких лифтов на отказ будет в несколько раз ниже указанной средней. К сожалению в ГОСТ 220011-95 не указывается также за какое время работы лифта при его испытаниях приведенные значения наработки на отказ должны быть получены.

Под долговечностью понимается свойство лифта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенной установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Предельные состояния лифта характеризуются невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за нарушения требований безопасности или из-за неустранимого выхода его заданных параметров за установленные пределы, нарушения рабочих функций, необходимости проведения определенного нерегламентированного ремонта. Критерии предельных состояний определяются нормативно-технической документацией.

В составе лифта можно различать три группы объектов, отличающихся характеристиками предельных состояний: 1) невосстанавливаемые элементы; 2) восстанавливаемые элементы и простые узлы с конечным временем восстановления; 3) сложные узлы и системы, состоящие из элементов и узлов с конечным временем восстановления.

К первой группе относятся детали, которые не восстанавливаются после первого отказа: изношенные фрикционные накладки тормозов, колодки направляю-щих башмаков скольжения, пружины, подшипники, сгоревшие контакты или проводники в системах привода и управления и др. К этой же группе объектов относятся также и несложные узлы, которые нецелесообразно ремонтировать по экономическим или другим причинам.

Ко второй группе объектов относятся детали, узлы или системы лифта, которые могут иметь в процессе его эксплуатации более одного отказа. Работоспособность объектов этой группы до возникновения предельного состояния поддерживается в основном в процессе технического обслуживания лифтов - их регулировкой, очисткой, смазкой, заменой отдельных элементов и другими операциями. Предельное состояние объектов этой группе наступает при возникновении отказа, вызывающего необходимость в восстановительном или капитальном ремонте лифта.

К объектам третьей группы относится лифт в целом. Работоспособность лифта в целом до возникновения предельного состояния поддерживается путем проведения технического обслуживания и текущих восстановительных ремонтов.

Предельное состояние лифта в целом определяется необходимостью его капитального ремонта или списания.

Наработка лифта от начала эксплуатации или возобновления после определенного вида восстановительного ремонта до наступления предельного состояния называется техническим ресурсом.

Календарная продолжительность эксплуатации лифта от начала или возобновления эксплуатации после определенного вида ремонта до наступления предельного состояния называется сроком службы.

Долговечность лифта (или его отдельных систем, узлов и элементов)может характеризоваться следующими основными показателями:

Гаммапроцентным ресурсом, показывающим величину наработки объекта до предельного состояния с заданной вероятностью у в процентах; средним ресурсом (^ = 50%); назначенным ресурсом ; средним ресурсом между ремонтами и до списания; гаммапроцентными и средними сроками службы до определенного вида ремонта и до списания.

В ГОСТ 220011-95 долговечность всех типов лифтов регламентируется только назначенным сроком службы, равным 25 годам.

Следует признать, однако, что вряд ли можно обосновать теоретически или экспериментально целесообразность назначения такого единого срока службы для всех типов лифтов и разнообразных условий их эксплуатации. Можно считать, что очень важные вопросы связанные с нормированием безотказности и долговечности лифтов требуют дополнительных глубоких исследований.

Под ремонтопригодностью лифта понимаются свойства его конструкции, заключающееся в приспособлении к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонта. Количественно ремонтопригодность определяется затратами времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт.

К числу простейших средств, определяющих ремонтопригодность лифтов относятся: доступность, конролепригодность, включающая наличие встроенных в конструкцию лифта и возможность использования переносных диагностических средств; легкосьемность; взаимозаменяемость, блочность и агрегатирование, степень унификации элементов, количество смазываемых и зачищаемых точек и элементов.


 

Под сохраняемостью подразумевается способность лифта сохранять свои и эксплуатационные свойства в течение срока хранения или транспортирования его к месту установки, а также в периоды, когда по каким либо причинам установленный лифт не используется. Машинное помещение и шахта лифта должны быть надежно защищены от проникновения в них посторонний людей. Учитывая, что большинство пассажирских лифтов управляются непосредственно пассажирами, среди которых большое количество детей различного возраста, вопросам сохраняемости купе лифтов, их пультов управления уделяется обычно особое внимание.

Кроме указанных выше показателей, для оценки надежности лифтов в целом могут использоваться ряд таких комплексных показателей как: коэффициент готовности; коэффициент технического использования, средние и удельные трудоемкости и стоимости технического обслуживания и ремонтов.

Коэффициент готовности лифта к работе определяется как

Надежность лифтов

Содержание