Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

8.4.

Расчет лифтовых ловителей

При проектировании и поверочном расчете ловителей за основу принимается режим динамических испытаний.

Величина коэффициента динамичности учитывается при прочностном расчете каркаса кабины и направляющих, а также определяется в поверочном расчете при оценки работоспособности существующей конструкции ловителя при его установке на лифте с другими параметрами.
 

Максимальная величина коэффициента динамичности определяется величиной допустимого ускорения посадки на ловители, установленной требованиями ПУБЭЛ и составляет Кй = 3,5.

Для лифтов со скоростью движения кабины не более 1,4 м/с можно настраивать ловители на ускорения ниже допустимого предельного уровня так, чтобы максимальный тормозной путь лежал в диапазоне 450 - 750 мм. При этом повысится плавность аварийного замедления кабины, что особенно важно для лифтов медицинских учреждений.

Рассмотренные выше аналитические зависимости широко используются при расчете ловителей плавного торможения с детерминированным характером изменения тормозящей силы или предварительно установленным предельным уровнем.

При проектировании и поверочном расчете ловителей резкого торможения возникают трудности при определении величины тормозного пути и ускорения торможения. Связано это с двумя основными причинами: 1) на всем пути замедления кабины (противовеса) тормозная сила и сила нормального давления, действующая на тормозную колодку, связаны функциональной зависимостью, которая характеризуется быстрым ростом силы нормального давления при увеличении тормозящей силы; 2) величина тормозной силы определяется в значительной мере силой сопротивления пластической деформации направляющей, чем величиной коэффициента трения, и в некоторой степени зависит от податливости металлоконструкций несущего каркаса кабины (противовеса).

В связи с этим, применяемая в настоящее время методика расчета ловителей резкого торможения в значительной мере основана на эмпирических зависимостях, тогда как для ловителей плавного торможения применяется аналитический метод расчета.

Расчет ловителей резкого торможения [2, 5, 29, 52]

Ловители резкого торможения обычно устанавливаются на грузовых лифтах при скорости кабины 0,25, 0,5 м/с и реже в пассажирских лифтах при номинальном значении скорости 0,71 м/с.

Эксцентриковые ловители устанавливаются на кабинах малых грузовых лифтов.

Чаще применяется двусторонний клиновой ловитель с крупными зубьями.

Клин ловителя может изготавливаться из стали 25 с цементацией и последующей закалкой зубьев до твердости 600 НВ. Опорная колодка клина изготавливается из серого чугуна типа СЧ-28-48.

Экспериментальные исследования работы различных конструкций ловителей резкого торможения, выполненные ВНИИПТМАШ, позволили установить эмпирические зависимости для расчета величины максимального ускорения замедления кабины (противовеса), учитывающие форму поверхности тормозящих элементов.

Опыт применения ловителей резкого торможения показал, что приведенная величина коэффициента трения может изменяться от 0,16 до 0,35 и выше, тогда как глубина следа пластической деформации поверхности направляющей может достигать 1 мм [29]. Характер следа пластической деформации зависит от конструкции улавливающего устройства. Более четкая картина следа отмечается при работе клиновых ловителей с крупным зубом.

С учетом вышеизложенных соображений расчет ловителей резкого торможения можно производить двумя способами. Первый целиком базируется на исследованиях ВНИИПТМАШ, а второй на учете сопротивлений пластическому деформированию направляющей [5].
 

Расчет на основе экспериментально-теоретических исследований НИИПТМАШ имеет более широкий спектр применения, так как позволяет учесть форму тормозной поверхности клиньев ловителя: гладкая, с насечкой и с крупными зубьями.

Аналитический метод расчета клиновых ловителей резкого торможения был разработан автором данного раздела на основе экспериментов изучения формы следов пластической деформации на поверхности [5]. Данный метод в течении ряда лет излагается в дисциплине «ЛИФТЫ» на кафедре «Строительные и подъемнотранспортные машины» МГСУ (МИСИ) и успешно применяется в курсовом и дипломном проектировании.

В основе расчета лежит рассмотрение характера взаимодействия зуба с поверхностью направляющей в конце пути замедления (рис.8.8).

Расчет ловителей плавного торможения


Конкретная методика расчета определяется конструктивными особенностями ловителей.

В результате расчета определяются необходимые параметры упругого звена, при которых гарантируется допустимая величина ускорений замедления кабины (противовеса).
 

Содержание