Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта - часть 2

Рассмотрим основные параметры оценки качества масел, которые регламентируются государственными, отраслевыми и иными стандартами.

К наиболее важным параметрам относятся: вязкость; температура застывания; маслянистость; температура вспышки; химическая стойкость; содержание механических примесей.

1. Вязкость. Наиболее важное свойство смазочных масел, характеризующее внутреннее трение жидкости, от которого зависит ее способность образовывать масляную пленку на поверхности тела. Внутреннее трение масел может оцениваться в единицах динамической, кинематической и условной вязкостях.

Динамической вязкостью называется сила сопротивления взаимному перемещению параллельных слоев жидкости относительно друг друга. За единицу динамической вязкости принимают пуаз, которым оценивается вязкость жидкости, оказывающей сопротивление взаимному перемещению слоя жидкости площадью

1 см2, движущейся со скоростью 1см/с, относительно параллельного слоя, находящегося на расстоянии 1см. Сила сопротивления движению при этом должна быть равна 1 дине. Сотая часть пуаза называется сантипуазом (СПЗ). Вода при 20°С имеет вязкость в 1,005 СПЗ.

Кинематическая вязкость представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности при температуре определения. Принято измерять вязкость масел при температурах +50 и +100°С. Единица кинематической вязкости

- стокс имеет размерность см2/с, сотая часть стокса называется сантистоксом -сст., которая может выражаться в мм2/с.

Условная вязкость. По государственному стандарту она определяется в условных градусах ВУ° и выражается отношением времени истечения двухсот миллилитров исследуемой жидкости при температуре определения из вискозиметра через калиброванное отверстие к времени истечения того же количества дистиллированной воды при температуре 20°С.

Наиболее часто вязкость масел указывается в единицах кинематической вязкости, сантистоксах (сст). Она входит в марку масел отечественного производства, она же используется в маркировке иностранных производителей. Некоторую путаницу, правда, вносит различная температура измерения вязкости, что требует дополнительного уточнения. Например, в обозначении индустриального масла И-12, цифра означает, что кинематическая вязкость его при температуре 50°С равна в среднем 12сст., или 12мм2/с.

Перевод единиц измерения различных вязкостей из одной системы в другую, а так же определение вязкости смесей производится по номограммам и формулам.


 

Вязкость масел величина не постоянная. Она изменяется и с изменением температуры масла и величины давления. С ростом давления она увеличивается. Так при давлении в 100 МПа вязкость масел повышается в 10...20 раз по сравнению с атмосферным давлением.

Чем меньше указанные коэффициенты, тем лучше температурно-вязкостные качества масла.

2. Температура застывания. Этой температурой считается температура, при которой мениск масла в пробирке, наклоненной под углом в 45°, не меняет своей формы в течение одной минуты.

3. Маслянистость. Характеризует смазывающие качества масел. Она оценивается способностью масла обеспечивать граничное трение за счет образования на поверхности трения молекулярных пленок, препятствующих непосредственному контакту трущихся деталей. Большой маслянистостью обладают масла растительного и животного происхождения.

4. Температура вспышки. В общем случае она характеризует наличие в масле легких углеводородов. Температура вспышки - это температура, при которой масло, помещенное в открытый тигель, загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 секунд.

5. Химическая стойкость. В результате воздействия на масло высокой температуры, различных газов, нагрузки, на трущихся поверхностях, оно теряет свои первоначальные свойства. В результате происходящих изменений образуются осадки, ускоряется лакообразование, появляются нагары, на поверхности деталей может появиться коррозия.

Для оценки химической стойкости масел применяются следующие показатели: кислотное число, зольность, скорость растворения свинцовой пластины в масле.

Кислотное число, определяемое количеством щелочи К.ОН в миллиграммах, необходимой для нейтрализации органических кислот, содержащихся в одном грамме испытываемого масла. Кислотное число является мерой оценки коррозионных свойств масел.

Потери массы стандартной свинцовой пластины отнесенные к величине поверхности определяются по результатам растворения ее в испытуемом масле, нагретом до температуры в 140°С в течение 50 часов, в г/м2.

Зольность свидетельствует о наличии в масле несгораемых веществ. Для индустриальных масел допускается в количестве до 0,007 %.

6. Механические примеси. Они появляются в масле двумя путями. Либо в результате разрушения поверхностей трения, либо образуются в процессе эксплуатации в результате отложения нагаров и образования твердых осадков. Механические примеси вызывают ускоренный износ в узлах трения и могут привести к закупорке маслопроводов. Поэтому присутствие в масле механических примесей, а так же воды, не допускается.

Рассмотрев шесть основных параметров, используемых для оценки качества масел, нельзя оставить без внимания необходимость учета дополнительных обстоятельств, отражающих динамику изменения этих параметров в конкретных условиях, сопутствующих рабочим процессам. Эти процессы во многих случаях охватывают широкие диапазоны изменения температур, изменения механических нагрузок, неблагоприятных условий по составу атмосферы, содержанию агрессивных составляющих и прочее. Часто в усложненных условиях работы масла излишне быстро теряют качественные показатели, либо изначально не удовлетворяют высоким требованиям потребителей.

Одним из путей повышения качества минеральных масел является использование специально изготавливаемых добавок, улучшающих одно или сразу несколько свойств масел. Эти добавки, получившие название присадок, могут вноситься как в процессе изготовления, так и позже, во время использования масла.

Присадки должны удовлетворять определенным требованиям, состоящим в хорошей растворимости в масле, не задерживаться фильтрами, не образовывать осадки при колебаниях температуры, не ухудшать других эксплуатационных свойств масел.

 

Содержание