Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

История развития конструкции гидравлических лифтов - часть 2

Около 300 лет назад французский академик Вилаэр успешно оснастил покои короля Людовика XIV "летучими креслами". Особы, удостоившиеся высочайшей аудиенции, поднимались в располагавшийся на третьем этаже зал приемов стараниями многочисленной прислуги, тянувшей кресла за невидимые гостям канаты.

В 1743 году по распоряжению Людовика XV в Версальском дворце был установлен аналогичный лифт для сугубо интимных целей. -

Наш государь-реформатор Петр 1 легко передвигался по этажам пешком, а то и бегом, не чурался прогресса. В его петергофской резиденции был установлен винтовой подъемник с выточенными из дерева ходовыми винтами, который поднимал на середину обеденного стола "тарели " с кушаньями, приготовленными в цокольном этаже. Обратно транспортировалась использованная посуда. Аналогичное устройство было установлено в 1710 году в Покровском женском монастыре города Суздаль, где томилась его опальная супруга Евдокия Лопухина.

В развитие идей петровской поры наш "зело искусный механикус" Иван Кулибин создал "винтовые подъемные и спускные кресла" для императорской резиденции в Санкт-Петербурге, которые приводились в движение посредством гигантских деревянных ходовых винтов.

Популярность подъемников существенно возросла. Обзавестись диковинной новинкой решили приближенные к трону вельможи в своих загородных резиденциях Кусково и Архангельское.

В дальнейшем Кулибин предложил заменить мускульную силу крепостных слуг гигантским подобием часового механизма.

Подъемники этого типа не получили дальнейшего распространения из-за дороговизны изготовления, оставаясь историческим курьезом.

Отмеченные выше факты единичного появления лифтов не отражали какой либо стойкой тенденции развития техники.

В те времена создание подъемников для транспортировки людей было продиктовано прихотью состоятельных людей и творческим воображением изобретателей.

История развития лифтостроения реально началась в конце 19 и начале 20 столетия в связи с бурным развитием капитализма в Европе и Северной Америке.

Сосредоточение больших масс населения в городах и непрерывно возрастающая стоимость земли привели к строительству зданий повышенной этажности, которые не могли удовлетворительно функционировать без надежной системы внутреннего пассажирского и грузового транспорта.

К этому времени в других отраслях хозяйственной деятельности появились достаточно компактные источники механической энергии: гидродвигатели, паровые машины, несколько позже - двигатели внутреннего сгорания и электрические машины.

Металлургическая промышленность успешно осваивала производство стального проката и стальных канатов. Электротехническая отрасль освоила производство компонентов систем телеграфной и телефонной связи, которые могли послужить основой для создания релейно-контактной системы управления работой лифта.

Настоятельная потребность в лифтовом оборудовании зданий и сооружений на фоне динамично развивающейся промышленности заложили реальную основу развития лифтостроения.

XIX век подарил человечеству паровую машину, с помощью которой можно было поднимать грузы значительной массы на высоту, недоступную для винтового подъемника.

Инженерная мысль вернулась к хорошо знакомому канатному механизму подъе-

Первые подъемники, послужившие прототипом современных лифтов, появились в США в 1850 году (лифт Уотермена ).

Впрочем, о лифте в нашем сегодняшнем понимании мы можем говорить лишь с 1854 года, когда на одной из выставок в городе Нью-Йорке было представлено изобретение некого Элайши Грейвза Отиса, работавшего в то время мастером на фабрике по выпуску металлических кроватей.

Подняв платформу с тяжелыми бочками, металлическими сейфами и собственной персоной на десятиметровую высоту, изобретатель обрубил канат, на котором она висела.

Ослабление натяжения каната привело в действие массивный механический захват, намертво упершийся в специальный выступ на стене. Падение огромной массы 8
груза было остановлено на пути не более нескольких дюймов.

Таким образом, вопрос безопасности вертикального транспорта получил принципиальное решение.

Уже в 1857 году один из нью-иоркских предпринимателей рискнул оснастить подъемниками Отиса свой многоэтажный универмаг и добился ошеломляющего успеха.

В этот период кабины лифтов приводились в движение от паровой машины и имели барабанную лебедку с пеньковым канатом.

В связи с высоким уровнем шума привод лебедки размещался в подвальной части здания.

Однако настоящее триумфальное шествие лифтов по планете началось только спустя еще четверть века, когда Эндрю Холлидей из города Сан-Франциско предложил заменить быстро изнашивающиеся пеньковые канаты более долговечными стальными тросами.

В действительности, с самых первых лет 19-ого столетия на промышленных предприятиях, размещавшихся на нескольких этажах зданий, стали широко применяться грузовые лифты, которые, за исключением ловителей, уже обладали всеми свойствами современных лифтов.

Эти лифты, которые назывались "трансмиссионными", использовали энергию от передаточного вала, от которого работали все машины завода. Две ременных передачи, одна прямая и одна перекрестная, в зависимости от направления движения платформы, в то время служившей кабиной, соединяли шкив, жесткозакрепленный на вышеупомянутом валу, со шкивом, вращающим барабан, на который наматывались поддерживающие платформу тросы.

Возникшая в некоторых районах США необходимость в максимальном использовании производственных площадей послужила мощным толчком к созданию лифтов, которые позволили более эффективно использовать многоэтажные здания и которые могли приводиться в движение не трансмиссионным валом, а другим источником энергии.
 

В 1855 году появился первый лифт, приводимый в действие автономной паровой машиной. Этот лифт имел те же конструктивные характеристики, что и трансмиссионные подъемники, применявшиеся на заводах.

Лифт подобного типа, предназначенный для поднятия пассажиров, был установ-лен в 1857 году на Бродвее в Нью-Йорке.

Прокладка трубопроводов для подачи пара по улицам города обеспечила быстрое распространение лифтов такого типа, поскольку для них теперь не требовался индивидуальный паровой котел и, соответственно, решались все связанные с этим проблемы шума, ремонта и эксплуатации.

Впрочем, высокие эксплуатационные расходы, ограниченный ход кабины, связанный с размерами барабана, на который наматывались тросы, ограниченная рабочая скорость (как правило, такие лифты использовались для подъема на высоту не более 50 м со скоростью примерно 0,25 м/сек.), а также многочисленные несчастные случаи, вызванные неисправностью ременной передачи или остановкой кабины на крайнем этаже, - все это послужило причиной для поиска, во-первых, альтернативных источников энергии, а во-вторых, других инженерных решений конструкции лифтов.

В 1867 году француз Леон Эду (Leon Edoux) представил в Париже первый лифт, в котором для поднятия кабины использовалась энергия находящейся под давлением воды, поступающей из городской водопроводной сети.

В этой конструкции кабина была частично уравновешена противовесом цилиндрической формы, подвешенном на цепях внутри гидроцилиндра.

Аналогичная конструкция была предложена британскими инженерами. С 1871 года по 1977 в Лондоне функционировала весьма разветвленная сеть "водопровода высокого давления", которая обслуживала гидропривод подъемников, промышленное оборудование и гидравлические подъемные краны на реке Темза.

Низкая стоимость энергии и другие преимущества системы, которая обеспечивала более мягкие пуск и замедление, приемлемую точность остановки на этажах, даже при довольно высокой рабочей скорости, и бесшумность в работе способствовали ее быстрому распространению. В связи с этим такой тип лифтов господствовал в мировой практике, практически безраздельно, до начала 20 века.

Содержание