Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

3.7.

Структура принципиальных электрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ


 


Принципиальные электрические схемы лифтов состоят из отдельных частей и узлов, электрически связанных между собой. Части включают в себя цепи силовые, управления и сигнализации.

По силовым цепям подается питание на электродвигатели, электромагнит тормозного устройства и понижающие трансформаторы. Силовыми эти цепи названы потому, что по ним протекают значительные токи, на порядок более высокие, чем по цепям управления и сигнализации. Величина тока определяется в основном мощностью электродвигателя главного привода лифта. Например, для лифта грузоподъемностью 320 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,71 м/с применяется электродвигатель мощностью 3 кВт с номинальным током Iн = 10,4 А и пусковым — Iп = 47 А.

Силовая часть электрических схем типовых лифтов включает в себя следующие элементы: вводное устройство ВУ или рубильник В1 (ВР) с емкостным фильтром Ф; автоматические выключатели ВА1 — ВАЗ и (или) предохранители Пр1— ПрЗ; главные 3-кон-такгы контакторов КВ, КН, КБ и КМ; обмотки электродвигателей Ml и М2; обмотки высшего напряжения понижающих трансформаторов Тр1 — ТрЗ и тормозного электромагнита ЭмТ.

Вводное устройство или выключатель (рубильник) предназначены для подключения (отключения) лифтовой установки к питающей сети. Оно состоит из трехфазного рубильника и емкостного фильтра. После отключения рубильника образуется видимый глазом зазор между ножами и контактными стойками (пинцетами), что повышает безопасность проведения работ. Отключение лифта от сети с помощью рубильника следует выполнять при отсутствии действия лифта (движение кабины, работа привода

дверей), так как в противном случае может возникнуть электрическая дуга между ножами и контактными стойками.

Автоматические выключатели и предохранители используются для отключения силового электрооборудования лифта (электродвигатели, трансформаторы и др.) от напряжения в случае возникновения в них токов перегрузки или короткого замыкания. С обмоток низшего напряжения трансформаторов снимаются напряжения, необходимые для работы электродвигателя привода дверей, цепей управления и сигнализации.

Цепи управления предназначены для обработки сигналов, поступающих от электрооборудования и электроаппаратов лифта, и выработки команд управления. При выполнении этих команд происходит включение (отключение) реле и контакторов, которые и подают (снимают) напряжение на электродвигатели и тормозной электромагнит лифта, тем самым управляя их работой. По цепям управления протекают незначительные токи (силой порядка нескольких ампер).

Цепи управления лифтов с релейно-контакторными НКУ обычно состоят из катушек и электрических контактов реле, контакторов, выключателей, переключателей, датчиков, кнопок и других аппаратов. У современных лифтов эти цепи содержат следующие узлы (функциональные части):

• узел (узлы) питания, в котором напряжение сети преобразуется в другие напряжения, необходимые для работы релейно-контакторной аппаратуры цепи управления. Узел состоит из обмоток низшего напряжения трансформаторов и выпрямителей;

• узел обеспечения безопасности работы лифта. В состав данного узла входят цепи выключателей дверей кабины и шахты ДК, ДЗ, ДШ; устройств безопасности М-Кн «Стоп», Кн «Стоп», В2, ВЛ, СПК, ВНУ, ДУСК, ВВП, ВБГ-90, ВБГ-110 и др.; реле РКД и РКЗ;

• узел регистрации вызовов и приказов. Элементами этого узла являются цепи реле РЭ, РРВ и РРП;

• узел определения местонахождения кабины в шахте, выбора направления движения, подачи сигнала на замедление или остановку. Данный узел выполняется на основе этажных переключателей ЭП или датчиков селекции ДчС и реле РИС;

• узел точной остановки (элементы узла — датчик ДчТО и реле РТО или РИТО);

• узел управления приводом дверей (в состав узла входят цепи реле РОД и РЗД, к которым подведены электрические контакты выключателей ВКО, ВКЗ и ВБР).

Цепи сигнализации организуют работу звуковых и световых сигналов лифтов и могут содержать обмотку низшего напряжения понижающего трансформатора ТрЗ, сигнальные лампы или светодиоды различного назначения, реле сигнализации вызова РСВ,
 

электрические звонки, электрические контакты кнопок, реле, этажных переключателей и других аппаратов. В типовых лифтах применяют следующие световые сигналы: о регистрации вызова и приказа (лампы JIC и ЛСП), местонахождении кабины (лампы ЛП), движении кабины или нахождении в ней пассажира, об открытых дверях шахты или кабины (лампа ЛЗ) и о наличии напряжения (лампы ЛСН).

К звуковым относятся сигналы вызова кабины (звонок ЗвВ) и персонала (звонок ЗвВП). При пользовании телефонной связью применяется звонок ЗвТФ.

Все вышеперечисленные части (узлы) принципиальных электрических схем лифтов, выполняющие одинаковые или близкие по значению функции, могут иметь разные схемные решения, соответствующие данной модели (типу) лифта. Ниже рассматривается принцип действия некоторых типовых узлов электрических схем лифтов.

Содержание