Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

2.6. Ловители лифта

Лифтовые ловители плавного торможения

 Ловители плавного торможения имеют устройство, ограничивающее силу нормального давления на тормозные колодки. Тормозная сила, определяемая конструкцией или регулировкой, вначале возрастает до определенного значения, а затем остается постоянной на всем пути торможения, которое происходит за счет сил трения между рабочими поверхностями улавливающего устройства и направляющей. К ловителям плавного торможения относятся клещевые, клиновые подпружиненные и др.

Конструкция клещевого одностороннего ловителя приведена на рис. 2.56. Рычаги 6 и 9 образуют клещи с шарниром, ось которого крепится к раме каркаса кабины. Между длинными плечами рычагов, в сферических шайбах 12 установлена пружина 13, поджатая с помощью болта 14 с гайкой 3. Чем больше сжата пружина 13, тем сильнее тормозное усилие и соответственно торможение. К рычагу 6 крепится тормозная колодка 7, а к рычагу 9 — колодка, в пазу которой по роликовой обойме перемещается клин 8. Роликовая обойма обеспечивает снижение сил трения при скольжении
клина. Тормозная колодка 7 и клин 8 могут самоустанавливаться всей рабочей поверхностью при взаимодействии с направляющей, поскольку имеют специальные крепления, состоящие из болтов, пружин и других элементов.

На раме каркаса установлены болт 10 и пружина 5, натяжение которой регулируется специальным болтом 4. При помощи этих элементов длинные рычаги клещей прижимаются к сферическим шайбам 12 пружины 13 и осуществляется поворот клещей вокруг своей оси.

После срабатывания ОС механизм включения ловителей перемещает клин 8 вверх по пазу колодки, вследствие чего происходит зажатие направляющей между клином 8 и тормозной колодкой 7. При этом длинные плечи рычагов сходятся и пружина 13 сжимается, создавая постоянное тормозное усилие. Из этого следует, что торможение происходит с постоянной тормозной силой трения (движение равнозамедленное).

Лифтовые ловители плавного торможения

Рис. 2.56. Клещевой односторонний ловитель плавного торможения:
1 — контргайка; 2 — втулка; 3 — гайка; 4, 10, 14 — болты; 5, 13 — пружины; 6, 9 — двуплечие рычаги; 7 — тормозная колодка; 8 — клин; 11 — квадратный хвостовик болта; 12 — сферическая шайба

Величина зазора между клином 8 и тормозной колодкой 7 регулируется втулкой 2, которая контрится гайкой 1. Втулка ввертывается в рычаг 6 и воздействует на сферическую шайбу 12 пружины 13, вследствие чего зазор уменьшается.

Зазоры между направляющей и тормозной колодкой 7, направляющей и клином 8 должны быть равны и регулируются болтом 10. Пружина 5 прижимает рычаги к торцу болта 10 так, что при ввертывании болта клещи разворачиваются по часовой стрелке, а при вывертывании — против.

Достоинством клещевых ловителей является возможность их легкой перенастройки на необходимую тормозную силу и установки на направляющие с разной шириной головки. Данное качество позволяет оборудовать клещевыми ловителями кабины (противовесы) практически любых лифтов, что обусловило их массовое производство.

К недостаткам клещевых ловителей следует отнести сложность конструкции и возможность нарушения в процессе эксплуатации ранее выставленных регулировок.

Клиновые подпружиненные ловители плавного торможения, изготовляемые КМЗ, имеют более простую конструкцию, практически не требующую регулировки (рис. 2.57). Они состоят из корпуса 16, зафиксированного на верхней или нижней балке кабины или противовеса с помощью шпильки 14. Внутри корпуса по разные стороны направляющей расположены два клина 10, опирающиеся на фиксаторы 9. В створе с клиньями 10 установлены две пластинчатые пружины 15. Между клиньями 10 и пружинами 15 размещены ролики 13, которые опираются на нижние распорные втулки. На верхнем конце клина 10 установлена консольная пластина, мешающая ролику 13 самопроизвольно перемещаться вверх.

На боковых стенках корпуса 16 с помощью пластин 3 установлена ось 7, посередине которой с помощью болта 6 закреплен шкив 4. К концу оси 7 приварен рычаг 8, связанный с ограничителем скорости.

При срабатывании ограничителя скорости его канат останавливается, а кабина или противовес продолжают двигаться вниз. Рычаг 8 поворачивает ось 7, поднимая клин 10, который прижимает ролик 13 к направляющей 1. Клин 10 поднимается вверх относительно корпуса 16, а увлекаемый им ролик 13 перекатывается вверх по пружине 15, увеличивая силу прижатия клина 10 к направляющей 1. При упоре клина 10 в плиту 7 7 ролик 13 займет верхнее положение, вследствие чего сила воздействия пружины 15 на клин 10 перестанет увеличиваться, оставаясь постоянной до конца посадки кабины или противовеса на ловители. Для изменения тормозного усилия в этих ловителях необходимо заменить пружину 15.

Пружина 2 предназначена для фиксации рычага 20 в крайнем верхнем и крайнем нижнем положениях.

Представляет интерес конструкция одностороннего роликового ловителя плавного торможения фирмы «ОТИС» (рис. 2.58). Его литой корпус 6 с помощью болтов закреплен на торцевом листе верхней балки каркаса кабины. На обратной стороне корпуса имеется упор, который входит в отверстие в листе и разгружает болты от перегрузок, возникающих при посадке кабины на ловители.

По одну сторону направляющей находится плоский башмак 7 со сменной рабочей накладкой, по другую — ролик 4 с закаленной насечкой по ободу. Ролик 4 может свободно перемещаться по центральной проточке, выполненной в опорной пластине 2 упру-гого элемента ловителя. Упругий элемент ловителя состоит из набора пластин, которые с небольшим натягом вставляются в прорези опорных цилиндров поворотной опоры 5. Цилиндры изготовлены из латуни и вставлены в выполненные в корпусе 6 цилиндрические расточки. В этих расточках опорные цилиндры поворачиваются при изгибе пластины 2 и пластинчатых пружин 3.

Пластина 2 имеет две рабочие поверхности с различными углами наклона. Переменный угол наклона пластины 2 обеспечивает надежное самозаклинивание ролика 4, тем самым облегчая снятие кабины с ловителей.

Ловитель работает следующим образом. Когда механизм его привода приподнимает ролик 4, последний соприкасается с поверхностью направляющей и под действием силы трения начинает катиться по центральной проточке пластины 2. Упругий элемент ловителя — пластина 2 и пластинчатая пружина 3 — прижимает ролик 4 к направляющей со все возрастающей силой.

Дойдя до ограничительного болта 1, ролик 4 останавливается. Усилие, с которым он прижимается пластиной 2 и пружиной 3 к направляющей, остается постоянным до самой остановки кабины.

Лифтовые ловители плавного торможения

Рис. 2.57. Клиновой подпружиненный ловитель:
1 — направляющая; 2, 15 — пружины; 3 — пластина; 4 — шкив; 5 — планка; б — болт; 7 — ось; 8, 20 — рычаги; 9 — фиксатор; 10 — клин; 11 — скоба; 12, 17 — плиты; 13 — ролик; 14 — шпилька; 16 — корпус; 18 — упор; 19 — канатик

 

Лифтовые ловители плавного торможения

Рис. 2.58. Роликовый ловитель плавного торможения:
1 — ограничительный болт; 2 — опорная пластина; 3 — пластинчатые пружины; 4 — ролик; 5 — поворотная опора; б — корпус; 7 — башмак

Содержание