Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

1.3.

Классификация лифтов



Существует множество признаков, по которым классифицируют лифты. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

По виду транспортируемых грузов лифты подразделяются следующим образом:

1) пассажирские:

• для жилых зданий;

• общественных зданий;

• зданий промышленных предприятий, используемые для транспортировки людей и предметов обихода, если их масса не превышает грузоподъемности лифта;

2) больничные, предназначенные для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах и с сопровождающим персоналом; этими лифтами управляет лифтер;

3) инвалидные, представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

4) грузовые, предназначенные для вертикального перемещения грузов, в том числе:

• обычные грузовые;

• грузовые с монорельсом. В этих лифтах под потолком кабины устанавливают балку (монорельс 2, см. рис. 1.1), к которой подвешивают грузоподъемное устройство (таль, тельфер и т. п.);

• выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;

• тротуарные, у которых кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк. Эти лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.;

• грузовые малые, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм;

5) специальные (нестандартные) для особых условий применения, изготавливаемые в соответствии со специально разрабо-танными техническими условиями. К ним относятся, например, лифты для подъема космонавтов в кабину космического корабля.

По способу обслуживания различают лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир, и лифты, которые сопровождает лифтер или проводник.

По скорости движения кабины лифты подразделяют на тихоходные (до 1 м/с), быстроходные (от 1 до 2 м/с), скоростные (от 2 до 4 м/с) и высокоскоростные (свыше 4 м/с).

В соответствии с типом привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока) и гидравлическими (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).

В зависимости от типа шахты лифты подразделяют на выполненные:

в глухой шахте; металлокаркасной шахте; комбинированной шахте.

По конструкции дверей шахты и кабины различают лифты:

1) с распашными дверями;

2) вертикально- или горизонтально-раздвижными дверями. По виду привода дверей существуют лифты:

1) с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);

2) автоматическим приводом;

3) комбинированным приводом (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика).

В зависимости от конструкции тягового органа лифты подразделяют на канатные; цепные, в которых используется цепь Галля; ленточные; винтовые, оснащенные передачей винт—гайка; плунжерные; реечные, в которых применяется приводная шестерня и зубчатая рейка.

В зависимости от характера воздействия канатов на кабину различают лифты с верхней канатной подвеской и выжимные, в которых тяговые канаты охватывают кабину снизу.

По схеме запасовки тяговых канатов лифты выполняют: с прямой подвеской; полиспастной подвеской; канатным мультипликатором.

Машинное помещение лифта может быть выполнено над шахтой, под ней или сбоку от нее. Кроме того, некоторые лифты не имеют машинного помещения.

По способу передачи движения от канатоведущего органа лебедки к тяговым канатам лифты бывают с КВШ, барабаном и звездочкой. Лебедка лифта может быть выполнена с редуктором или без него.
Лифт может иметь следующие виды управления:

• внутреннее, при котором им управляют из купе кабины;

• наружное, осуществляемое с остановочных площадок;

• смешанное — из купе кабины и с остановочных площадок.

Различают системы управления, обеспечивающие:

простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);

собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях — в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;

одиночное управление (управление одним лифтом);

групповое — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.

Контрольные вопросы

1. Как подразделяются лифты по назначению?

2. Назовите основные типы пассажирских лифтов.

3. Перечислите основные типы грузовых лифтов.

4. Как различаются лифты по скорости?

5. Как подразделяются лифты по способу обслуживания?

6. Как различаются лифты по способу запасовки тяговых канатов?

Содержание