Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Лифтовые канаты - часть 2

Для крепления канатов к подвесным устройствам кабины и противовеса их концы заделывают разными способами (рис. 2.82).

На концах каната делают петлю с коушем, который закрепляют заплеткой или зажимами. Число пробивок каната прядями и количество зажимов определяют при проектировании лифта.

Зажимы состоят из скобы с резьбой на обоих концах, фигурной планки с двумя отверстиями и двух гаек. Планка должна прилегать к рабочей ветви каната для того, чтобы скоба ее не пережимала. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната после последнего зажима равняются не менее чем шести диаметрам каната.

Кроме того, применяется заделка концов каната путем его заливки в стальной конусной втулке легкоплавким сплавом или закрепления во втулке с помощью клина. Применение чугунных конусных втулок не допускается.

Многочисленные перегибы канатов на блоках, шкивах и канатоведущих органах, а также уменьшение сечения наружных проволок вследствие трения и коррозии приводят к обрыву отдельных проволок.

Таблица 2.3

Первоначальный коэффициент запаса прочности при отношении D/d

Конструкция канатов

6x19= 114 и один органический сердечник

6x37 = 222 и один органический сердечник

Вид свивки каната

Крестовая

Одно­

сторонняя

Крестовая

Одно­

сторонняя

До 9

14

7

23

12

9... 10

16

8

26

13

10... 12

18

9

29

14

12... 14

20

10

32

16

14... 16

22

11

35

18

Свыше 16

24

12

38

19

Лифтовые канаты

Рис. 2.82. Заделка концов канатов для крепления к подвесным устройствам:
а — заплеткой; б — зажимами; в — заливкой во втулке; г — клином во втулке; 1 — коуш; 2 — зажим; 3 — втулка; 4 — клин

Степень износа каната с целью определения его пригодности для дальнейшего использования выявляют в результате браковки канатов, проводимой в соответствии с ПУБЭЛ.

Пригодность каната для дальнейшей эксплуатации определяют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната в зависимости от принятого для данного лифта коэффициента запаса прочности, отношения диаметра канатоведущего органа D к диаметру каната d и конструкции каната по табл. 2.3.

Для определения шага свивки (рис. 2.83) на поверхности одной из прядей каната наносят метку и вдоль центральной оси каната отсчитывают число прядей, соответствующее количеству прядей в канате; на следующей после отсчета пряди наносят вторую метку. Расстояние между метками и является шагом свивки каната.

Канаты из проволок одного диаметра бракуют в соответствии с табл. 2.3.

При браковке канатов, изготовленных из проволок различного диаметра, обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а толстой — за 1,7 (канат 6x19 = 114 и один органический сердечник).

Лифтовые канаты

Рис. 2.83. Определение шага свивки шестипрядного каната

Не указанные в таблице канаты бракуют по ближайшему числу прядей и проволок в сечении, учитывая соотношение количества проволок в наружных слоях прядей одного и другого каната.

При наличии у канатов поверхностного износа или коррозии число обрывов на шаге свивки уменьшают в соответствии с ПУБЭЛ. При износе или коррозии более чем на 40 % канат должен быть забракован. Степень изнашивания или коррозии определяют при наличии оборванных проволок с помощью микрометра или другого инструмента.

Если кабина (противовес) подвешена на двух канатах, то бракуется каждый канат в отдельности. Допускается замена одного, более изношенного каната. При подвешивании кабины (противовеса) менее чем на трех канатах последние бракуют по среднему арифметическому значению обрывов, исходя из наибольшего числа обрывов проволоки на длине шага свивки каждого каната. У одного из канатов допускается повышенное число обрывов, но не более 50 % нормы.

В случае, если состояние каната не достигает браковочного показателя, его допускают к эксплуатации при условии:

тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал технического обследования;

смены каната по достижении нормативной степени износа.

При эксплуатации канаты регулярно смазывают и очищают от грязи, удаляя пыль и другие твердые частицы, ускоряющие их изнашивание. Осмотр, очистку и смазывание канатов производят при неподвижной кабине. Во время этих работ кабина может перемещаться только по указанию проводящего работы лица.



Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляют к лифтовым тяговым канатам?

2. Чем отличаются канаты одинарной и двойной свивок? Какие из них применяют в качестве тяговых и почему?

3. Чем отличаются канаты односторонней, крестовой и комбинированной свивок?

4. Расшифруйте конструкцию каната: 6 х 37 + 1 ОС = 222 + 1 ОС.

5. Какими способами заделывают концы тяговых канатов?

6. Что такое шаг свивки? Как его определить?

Содержание