Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

3.7. Структура принципиальных электрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ

Узел определения местонахождения кабины и выбора направления движения лифтов с релейно-контакторными НКУ

 В отечественном лифтостроении для лифтов с релейно-контакторными НКУ применяют два схемных решения этого узла: в первом случае он построен на этажных переключателях ЭП, а во втором — на датчиках селекции ДчС и реле РИС. Рассмотрим принцип действия обоих вариантов данного узла на упрощенных схемах.

На рис. 3.1 приведены электрические схемы, поясняющие принцип действия узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на этажных переключателях для пассажирских лифтов с автоматическими дверями (рис. 3.1, а), грузовых и больничных лифтов с распашными дверями (рис. 3.1, б).

В качестве выходных элементов узлов используются сигнальные лампы «Вверх», «Вниз», «Двери» и «ЛП» (местонахождение кабины), которые заменяют соответствующие реле или контакторы в реальных электрических схемах лифтов.

Этажные переключатели ЭП монтируют в шахте лифта, по одному на каждом этаже или остановочной площадке. Сбоку кабины устанавливают комбинированную отводку, которая воздействует на ролик рычага ЭП и переводит рычаг в нулевое положение при подходе кабины:

к зоне замедления какого-либо этажа или остановочной площадки (для лифтов с двухскоростным электродвигателем главного привода);

к зоне остановки какой-либо загрузочной площадки или этажа (для лифтов с односкоростным электродвигателем главного привода).

После того как кабина пройдет очередной этаж (остановку) вверх, рычаг ЭП переводится в левое положение, а после ее прохода вниз — в правое. Каждое изменение положения рычага ЭП

сопровождается переключением его контактной группы (электрических контактов). Замкнутое («+») и разомкнутое («-») состояния электрических контактов ЭП определяют по так называемой диаграмме его работы для заданного местонахождения кабины (здесь 0 — положение рычага ЭП в момент воздействия на него отводки кабины):

Контакт

Положение рычага

Левое

0

Правое

1

+

-

-

2

-

-

+

3

-

+

+

4

+

+

-

Узел определения местонахождения кабины и выборанаправления движения лифтов с релейно-контакторными НКУ

Рис. 3.1. Электрические схемы узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на этажных переключателях:
а — для пассажирских лифтов с автоматическими дверями; б — для грузовых и больничных лифтов с распашными дверями; в — схема, поясняющая
принцип действия узла

Рассмотрим принцип действия узлов для двух ситуаций: кабина находится на третьем этаже либо между первым и вторым этажом. В первом случае (см. схему на рис. 3.1, в) рычаги 1ЭП и 2ЭП находятся в левом положении, ЗЭП — в нулевом и 4ЭП — в правом. Поэтому электрические контакты 1ЭП-1, 2ЭП-1, 2ЭП-4, ЗЭП-З, ЗЭП-4 и 4ЭП-2 замкнуты, а 1ЭП-3, 2ЭП-2, 2ЭП-3, ЗЭП-1, ЗЭП-2 и 4ЭП-4 разомкнуты (диаграмма).

В схеме, изображенной на рис. 3.1, б, при этом включена лампа ЗЛП, указывающая номер этажа, на котором находится кабина. При нажатии и удержании кнопки, например ЗКн в схеме, приведенной на рис. 3.1, а, включается лампа «Двери» (в реальном лифте — реле РОД) по цепи 1 (+)—ЗКн—9—ЗЭП-З—8—ЗЭП-4— лампа «Двери» (-). В схеме, приведенной на рис. 3.1, б, никаких изменений не произойдет. Если нажать и удерживать кнопку второго этажа, то в обеих схемах включится лампа «Вниз», указывающая направление движения кабины (в реальном лифте — контактор КН).

В случае когда кабина расположена между первым и вторым этажом, рычаг 1ЭП находится в левом положении, а рычаги 2ЭП, ЗЭП и 4ЭП — в правом. Электрические контакты 1ЭП-1, 2ЭП-2, 2ЭП-3, ЗЭП-2, ЗЭП-З и 4ЭП-2 замкнуты, а 1ЭП-3, 2ЭП-1, 2ЭП-4, ЗЭП-1, ЗЭП-4 и 4ЭП-4 разомкнуты.

При нажатии и удержании кнопки, например, ЗКн в обеих схемах включатся лампы «Вверх», в то время как лампы ЛП и «Двери» включиться не могут, поскольку их цепи разомкнуты контактами ЭП. На крайних этажах в отличие от промежуточных используются два электрических контакта ЭП. Их рычаги могут переводиться в следующие положения: 1ЭП — в нулевое и левое, 4ЭП — в нулевое и правое.
На рис. 3.2 приведена электрическая схема, поясняющая принцип действия узла определения местонахождения кабины и выбора направления движения, построенного на датчиках селекции ДчС и реле РИС. Датчики ДчС установлены в шахте лифта, по одному на каждом этаже. Сбоку кабины имеется металлический шунт, воздействующий на датчик ДчС при входе кабины в зону замедления какого-либо этажа. Из этого следует, что при нахождении кабины в зоне замедления или точной остановки любого этажа контакт ДчС (данного этажа) разомкнут, а включенное последовательно с ним реле РИС отключено, тогда как электрические контакты ДчС других этажей замкнуты.

Рассмотрим принцип действия узла селекции для случая нахождения кабины на третьем этаже, когда реле ЗРИС отключено, а реле 1РИС, 2РИС, 4РИС и 5РИС включены. При нажатии и удержании кнопки ЗКн включится лампа «Двери» по цепи 01 (+)— ЗКн—9 — ЗРИС—4—лампа «Двери»—02 (-). Если нажать на кнопку, например, 2Кн, то включится лампа «Вниз» по цепи 01—2Кн— 5-2РИС- 3-1 РИС-1-1 РИС-2 -лампа «Вниз»-02.

Содержание