Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

2.9.

Лифтовые канаты - часть 1



Канаты, применяемые на лифтах, по назначению подразделяют на тяговые, ограничителя скорости и уравновешивающие.

При эксплуатации лифта в нормальных эксплуатационных и аварийных режимах в канатах возникают изгибающие, растягивающие, скручивающие и сдвигающие нагрузки, поэтому лифтовые канаты должны обладать высокой прочностью во избежание их вытягивания под действием статических и динамических нагрузок, а также гибкостью (для плотного прилегания к рабочим поверхностям канатоведущих органов, отклоняющих блоков и контршкивов).

Тяговые канаты предназначены для передачи тягового усилия от подъемного механизма (лебедки) кабине и противовесу, а также для преобразования вращательного движения канатоведущего органа в поступательное движение кабины и противовеса.

На лифтах допускается применение только стальных канатов, испытанных в соответствии с ГОСТ 3241—80 «Канаты стальные. Технические условия». Результаты испытаний вносятся в паспорт лифта. Канаты, применяемые в лифте, должны иметь документ (сертификат) о качестве. Тяговые канаты кабины (противовеса)

лифта имеют одинаковую конструкцию, один диаметр и одинаковые характеристики. Сращивание канатов не допускается.

Номинальный диаметр тяговых канатов составляет не менее: 8 мм — для лифта, в котором допускается транспортировка людей;
6 мм — для каната ОС. Канаты различаются по характеру свивки на канаты одинарной и двойной свивок.

Одинарную свивку получают путем навивки нескольких слоев проволок вокруг стержня таким образом, что соседние слои проволок навиты в противоположные стороны. Они довольно просты в изготовлении, но имеют большую жесткость, поэтому на лифтах их применяют лишь в качестве оттяжек и на блоках больших диаметров, так как при многократных изгибах, возникающих во время работы на блоках обычных диаметров, проволоки быстро выходят из строя.

В канатах двойной свивки проволоки 1 предварительно свивают в пряди 2, а затем навивают их вокруг органического, асбестового или стального сердечника 3 (рис. 2.81, а).

В лифтах применяются канаты двойной свивки с органическим сердечником, который обеспечивает гибкость каната и смазывание проволок изнутри.

Сердечник изготавливается из пенькового волокна, полиэтилена, вискозы, хлопчатобумажной пряжи и др. Сердечник каната пропитывается, а весь канат смазывается специальными составами (39У, Торсил-35, Е-1) для сердечника.

Пряди канатов изготавливают из стальных проволок (диаметром 0,2...2 мм), предварительно термически обработанных для повышения прочности и оцинкованных для увеличения стойкости к воздействию коррозии.

По направлению свивки проволок в пряди и прядей вокруг сердечника различают канаты односторонней, крестовой и комбинированной свивок (см. рис. 2.81). В канатах односторонней свивки проволоки в прядях и пряди вокруг сердечника свиваются в одном направлении.

Канаты односторонней свивки при одинаковой толщине проволок обладают большей гибкостью и менее подвержены изна-шиванию, так как имеют большую поверхность контакта с канавками канатоведущего органа. К сожалению, они склонны к раскручиванию, что ограничивает их применение.

Лифтовые канаты - часть 1

Рис. 2.81. Типы сечений шестипряцных канатов (а), односторонняя (б) и крестовая (в) свивки:
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

При крестовой свивке проволоки в прядях свиваются в одну сторону, а пряди вокруг сердечника — в противоположную. В зависимости от направления свивки прядей различают канаты правой или левой крестовой свивки. Канаты крестовой свивки более жесткие, чем односторонней, но у них отсутствует эффект раскручивания.

При комбинированной свивке проволоки в соседних прядях имеют противоположные направления.

Для лифтов выпускаются шестипрядные стальные канаты двух конструкций: 6 х 19 + 1 ОС, или 114 + 1 ОС; 6 х 37 + 1 ОС, или 222 + + 1 ОС, где 6 — число прядей; 19 и 37 — число проволок в пряди; 114 и 222 — число проволок в канате; 1 ОС — один органический сердечник.

По углу наклона проволок в соседних слоях пряди различают канаты с точечным касанием (ТК) и линейным (ЛK). В первом случае проволоки соседних рядов соприкасаются в точке, а во втором образуют линейный контакт. Существует несколько типов линейных касаний: JIK-0 — с проволоками одинакового диаметра; ЛK-Р — с проволоками двух разных диаметров в верхнем слое пряди; ЛK-PO — с проволоками разного и одинакового диаметров по отдельным слоям.

В лифтах применяются канаты тяговые и ограничителя скорости с линейным касанием типов JIK-0 — с проволоками одинакового диаметра.

Стальные канаты подразделяются:

по назначению лифта — грузолюдские (ГЛ) и грузовые (Г);

механическим свойствам проволоки — высшей марки В, I и II марок;

способу свивки — нераскручивающиеся (Н) и раскручивающиеся (Р).

Обозначение каната 10,5-ГЛ-В-Н-1568 по ГОСТ 3022 — 80 расшифровывается так: канат диаметром 10,5 мм, грузолюдской, из проволок высшей марки, нераскручивающийся с временным сопротивлением разрыву проволок 1568 МПа.

Тяговые канаты должны рассчитываться по формуле

P/S> К,

где Р — разрывное усилие каната в целом, Н (принимается по сертификату); S— расчетное статическое усилие ветви каната, Н; К — коэффициент запаса прочности. К > 12 для лебедки с КВШ или барабаном трения и тремя и более канатами, К = 16 для лебедки с КВШ или барабаном трения и двумя канатами, К = 12 для барабанной лебедки.
 

Для каната кабины

Лифтовые канаты - часть 1

Содержание