Устройство, техническое обслуживание и ремонт лифтов:
Учебник для нач. проф. образования / С. Б.
Манухин, И. К. Нелидов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336
с.
ISBN 5-7695-1406-Х
Рассмотрены устройство, принцип действия и способы регулировки
механического и электрического оборудования лифтов. Предложены правила
чтения электрических схем наиболее распространенных моделей лифтов с
релейно-контакгорными низковольтными комплектными устройствами. Освещены
вопросы организации надзора, технического обслуживания, ремонта и
эксплуатации лифтов и др.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ (лифты)
В настоящее время любой крупный город немыслим без подъемных механизмов,
самым распространенным из которых является лифт.
Механизмы для подъема людей и грузов существовали в глубокой древности.
Так, древнеримский архитектор Витрувий (I в. н.э.), создававший
механизмы для подъема воинов и грузов, в своих трудах упоминал подъемный
механизм, построенный Архимедом (236 г. до н. э.). Кабина этого аппарата
подвешивалась на канатах и приводилась в движение мускульной силой людей
и животных.
Известны подъемники с канатной подвеской кабины, применявшиеся в VI в. в
Синайском монастыре в Египте и в XIII в. во Франции (летающий стул
Велайера), подъемник Виндзорского замка в Англии (XVIII в.).
В XVIII в. прообразы лифтов начинают появляться в России, в Царском Селе
и Кускове.
В 1793 г. русский умелец И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового
подъемника для Зимнего дворца. В 1816 г. лифтом этой конструкции был
оборудован главный дом подмосковной усадьбы Архангельское. Позднее И. П.
Кулибин сконструировал для подъемников Зимнего дворца паровую машину.
Но лифтостроения как отрасли еще не существовало. Появлявшиеся образцы
были уникальны и массового применения не находили. Создавались они
благодаря гению и энтузиазму изобретателей-одиночек, а устанавливались
по прихоти состоятельных вельмож в качестве дорогой и диковинной
игрушки.
Конец XIX и начало XX в. отмечены бурным развитием капитализма в Европе
и Северной Америке. Сформировались крупные деловые и промышленные
центры, такие, как Нью-Йорк. Концентрация населения в этих городах
привела к интенсивному гражданскому строительству, вызвавшему резкое
подорожание земли, отказу от малоэтажного строительства и появлению
зданий повышенной этажности (знаменитых небоскребов), которые были
немыслимы без систем внутреннего пассажирского и грузового транспорта.
Развивающаяся промышленность уже могла предложить нарождающейся отрасли
стальной прокат и стальные канаты, несравнимо более надежные, чем
пеньковые. Кроме того, появились относительно компактные источники
механической энергии, успешно заменившие мускульный привод: паровые
машины, гид-равлические двигатели, двигатели внутреннего сгорания и
электрические двигатели.
Электротехническая промышленность, обслуживая потребности развивающейся
телеграфной и телефонной связи, наладила производство реле и других
комплектующих изделий, что позволило создать релейно-контакгорную
систему управления лифтом.
Первые подъемники, послужившие прототипом современных лифтов, появились
в США в 1850 г. (лифт Уотермена).
В 1852 г. в США братья Отис изобрели «ловящее» устройство,
останавливающее кабину в момент обрыва всех тяговых канатов. От этого
изобретения ведет начало современное лифтостроение. Лифты,
устанавливаемые в жилых зданиях, перестали быть опасной экзотической
игрушкой. В качестве привода в то время применялась паровая машина.
В 1867 г. появились лифты с гидравлическим приводом в виде
гидроцилиндра, к плунжеру которого непосредственно крепилась кабина.
Применялись конструкции с противовесом и без него. В качестве рабочего
тела использовалась вода, которую в гидроцилиндр подавал насос,
приводимый в действие двигателем внутреннего сгорания или паровым
двигателем. Позднее в конструкцию гидравлических лифтов включили
канатный мультипликатор.
После изобретения в 1878 г. ограничителя скорости, который в случае
превышения кабиной заданной скорости включал «ловящее» устройство,
применение лифтов в гражданском строительстве неуклонно расширялось.
В 1880 г. в Германии Сименс впервые построил лифт с электрическим
приводом от электродвигателя постоянного тока. Идеи, заложенные в
проекте этого лифта, не потеряли актуальности до сих пор.
До конца XIX в. в качестве подъемного механизма применялись лебедки, в
которых канаты наматывались на барабан. При этом канаты жестко крепились
к барабану, а их количество не превышало двух. Размеры барабана зависели
от высоты подъема и максимально возможной массы поднимаемого груза. При
возникновении неисправностей в системе управления лифтом мощная лебедка
затягивала кабину под верхнее перекрытие шахты.
Таких недостатков был лишен изобретенный в конце XIX в. канатоведущий
шкив (КВШ), благодаря которому стало возможным применение подвески
кабины с большим количеством ветвей канатов, что повысило надежность и
безопасность лифта. Параметры КВШ не зависели от высоты подъема кабины,
и это позволило выработать стандарты на узлы лифта, унифицировать их,
обеспечив тем самым выполнение необходимого условия для серийного
производства лифтов.
Кабина удерживалась на КВШ за счет сил трения между канатом и ободом КВШ.
Благодаря этому была исключена опасность
затягивания кабины под верхнее перекрытие шахты:
канаты просто проскальзывали в ободе шкива.
В России до 1917 г. отечественного лифтостроения практически не
существовало. Для нужд крупных городов закупались лифты иностранных
производителей. Например, первый электрический лифт (системы Сименса),
установленный в России в 1901 г., размещался в Москве, в доме № 17 по
Рождественскому бульвару.
Отечественное лифтостроение развивалось неравномерно. В конце 1940-х гг.
машиностроительные заводы освоили серийное производство лифтов
специальных, скоростных и общего назначения. До этого времени
изготавливали только мелкосерийные партии лифтов.
В 1955 г. трест «Электропривод» и ВНИИ подъемно-транспортного
машиностроения совместно с трестом «Союзлифт» создали типовой ряд
пассажирских и грузовых лифтов для различных отраслей промышленности, а
также больничный лифт грузоподъемностью 500 кг.
В 1963 г. в связи с массовым строительством многоэтажных зданий возникла
потребность в разработке большого количества видов лифтов. Для успешного
решения стоящей перед отраслью задачи, выработки единых требований и
координации усилий разработчиков было создано Центральное
проектно-конструкторское бюро по лифтам, которое разработало 36 моделей
грузовых и пассажирских лифтов в 62 модификациях.
Для установки новых лифтов и их эксплуатации, равно как и уже
функционирующих подъемников, были созданы специализированные организации
(трест «Союзлифтмонтаж», МГМП «Мос-лифт» и др.), деятельность которых в
значительной степени определяла качество работы лифтов, способствовала
повышению их надежности и безопасности.
Развитие отечественного лифтостроения сопровождалось унификацией узлов
лифта. Были разработаны государственные стандарты на различные виды
лифтового оборудования, в архитектурно-планировочных решениях учитывался
зарубежный опыт.
С началом рыночных реформ, в 1990-х гг., на внутреннем рынке появились
иностранные фирмы, которые производили лифты, осуществляли их монтаж и
эксплуатацию. Возникшая конкуренция обусловила повышение технического
уровня отечественных лифтов и качества их обслуживания, поиск новых
перспективных направлений развития отечественного лифтостроения.
В современной России ведется интенсивное жилищное и гражданское
строительство. При этом повысились требования к его качеству и
комфортности, появилась тенденция применения лифтов в малоэтажном
строительстве.
Для того чтобы не утратить завоеванные позиции и расширить сферу своего
присутствия на рынке, в отрасли активно ведется
поиск новых конструктивных решений с учетом
научно-техни-ческих достижений различных отраслей промышленности и опыта
мирового лифтостроения.
В настоящее время наметились следующие направления развития отрасли:
• использование достижений в области электроники и микропроцессорной
техники в системах управления лифтами;
• комбинированное применение в зданиях и сооружениях лифтов,
многокабинных подъемников, эскалаторов и пассажирских конвейеров;
• использование методов компьютерной обработки информации, внедрение
микропроцессорной системы самодиагностики лифтов для повышения
эффективности системы их технического обслуживания;
• применение системы автоматизированного проектирования лифтов;
• внедрение в технологию изготовления лифтов робототехники;
• поиск новых технологических решений и механизация трудоемких процессов
для повышения эффективности и качества монтажа лифтов;
• модернизация ранее установленного оборудования;
• поиск способов повышения надежности устройств, обеспечивающих
безопасную работу лифтов;
• проведение исследований по совершенствованию систем привода и
расширению области применения привода переменного тока с тиристорным и
амплитудно-частотным управлением;
• наружная установка лифтов в углублениях стен в зданиях башенного типа
с целью увеличения полезной площади последних;
• снижение вибрации и уровня шума в кабине лифта и самом здании путем
совершенствования конструкции всех систем оборудования лифтов;
• разработка вандалостойких вариантов посадочных площадок, конструкции
кабин и их дизайна;
• использование новых конструкционных и отделочных материалов, в том
числе композиционных;
• повышение качества изготовления, снижение стоимости массового
производства и эксплуатационных затрат на основе унификации и
стандартизации лифтового оборудования;
• расширение практики установки гидравлических лифтов плунжерного типа с
канатными мультипликаторами в зданиях средней и малой этажности.
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ (лифты)
- 2. 1.1. Определение лифта
- 3. Устройство и состав типового лифта
- 4. Машинное и блочное помещения оборудованиятиповых лифтов
- 5. Шахта лифта (устройство) - часть 1
- 6. Шахта лифта (устройство) - часть 2
- 7. Шахта лифта (устройство) - часть 3
- 8. Шахта лифта (устройство) - часть 4
- 9. Классификация лифтов
- 10. 1.4.
- 11. Контрольные вопросы
- 12. Контрольные вопросы
- 13. Контрольные вопросы
- 14. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 1
- 15. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 2
- 16. Лифтовая лебедка с червячным редуктором иканатоведущим шкивом.
- 17. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 1
- 18. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 2
- 19. Контрольные вопросы
- 20. Канатоведущие органы, блоки и контршкивылифтовых лебёдок
- 21. Барабаны лифтовых лебёдок
- 22. Канатоведущие шкивы лифтовых лебёдок
- 23. Блоки и контршкивы лифтовых лебёдок
- 24. Муфты лифтовых лебёдок
- 25. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 1
- 26. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 2
- 27. Колодочный тормоз с короткоходовымэлектромагнитом постоянного тока типа МП-201
- 28. Контрольные вопросы
- 29. Кабины лифтов
- 30. Каркас кабины лифта
- 31. Пол и устройства контроля загрузки кабины лифта- часть 1
- 32. ф
- 33. Уравновешивающие элементы кабины лифта
- 34. Гибкие уравновешивающие элементы кабины лифта
- 35. Направляющие башмаки кабины лифта
- 36. Смазывающие аппараты башмаков кабины лифта
- 37. Контрольные вопросы
- 38. Подвески кабин и противовесов лифта
- 39. Пружинные подвески лифта
- 40. Жесткая подвеска лифта
- 41. Полиспастная подвеска лифта
- 42. Ловители лифта
- 43. Лифтовые ловители резкого торможения
- 44. Лифтовые ловители плавного торможения
- 45. Механизм включения ловителей лифта - часть 1
- 46. Механизм включения ловителей лифта - часть 2
- 47. Ограничитель скорости лифта
- 48. Лифтовой ограничитель скорости центробежноготипа с горизонтальной осью вращения
- 49. Лифтовой ограничитель скорости с инерционнымроликом
- 50. Двери шахты и кабины лифта
- 51. Двери шахты и дверные замки лифта
- 52. Распашные двери шахты лифта - часть 1
- 53. Распашные двери шахты лифта - часть 2
- 54. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 1
- 55. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 2
- 56. Распашные двери кабины лифта
- 57. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 1
- 58. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 2
- 59. Лифтовые канаты - часть 1
- 60. Первоначальный коэффициент запаса прочности при отношении D/d
- 61. Направляющие кабины и противовеса лифта -часть 1
- 62. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть2
- 63. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть3
- 64. Марка
- 65. Упоры и буфера лифта
- 66. Пружинные буфера лифта
- 67. Гидравлические буфера лифта - часть 1
- 68. Гидравлические буфера лифта - часть 2
- 69. 3.1. Общие сведения
- 70. Требования к электроприводу,электропроводке и освещению лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 71. Виды и системы управления лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 72. Наименование и назначениеэлектрооборудования и электроаппаратов лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 73. Классификация электрических схем лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 74. Условные обозначения элементовэлектрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 75. Структура принципиальных электрических схемлифтов с релейно-контакторными НКУ
- 76. Узел определения местонахождения кабины и выборанаправления движения лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 77. Узел тормозного устройства лифтов срелейно-контакторными НКУ
- 78. Узлы питания лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 79. Применение R— С-цепочек в электрических схемахлифтов
- 80. Устройство и принцип действия лифтовыхприборов типа «Логика И-300»
- 81. Правила чтения принципиальных электрическихсхем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 82. ->
- 83. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 84. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 85. Контакт
- 86. 3.13.2. Программы работы лифтов общегоназначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг с номинальнойскоростью движения кабины 0,5 м/с и грузоподъемностью 5000 кг сноминальной скоростью движения кабины 0,25 м/с
- 87. Режим «Нормальная работа»
- 88. Контакт
- 89. Программа работа лифта в режиме «Нормальная работа»
- 90. Режим «Нормальная работа»
- 91. Соединение
- 92. 3.15.2. Программы работы пассажирского лифта дляжилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростьюдвижения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и одиночным управлением
- 93. Режим «Нормальная работа»
- 94. 3.16. Групповая работа пассажирских лифтов -часть 1
- 95. Соединение
- 96. Групповая работа пассажирских лифтов - часть 3
- 97. Режим «Нормальная работа»
- 98. Погрузочный режим лифта Б
- 99. Диспетчерский контроль за работой лифтов
- 100. 4.1. Особенности новых систем управления лифтами
- 101. Основные технические характеристики
- 102. Программа работы лифта в режиме «Нормальнаяработа»
- 103. Лифты с НКУ типов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 104. Структурная схема электрической часта
- 105. 4.5. Лифтовый блок управления релейный для НКУтипов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 106. Реле
- 107. Принцип действия цепи тормозного электромагнитаYA1
- 108. Лифтовый блок управления логический
- 109. 4.7. Световые индикаторы лифта
- 110. Контрольные вопросы
- 111. Устройства защиты и контроля лифта (УЛЖ-10)
- 112. Режим «Нормальная работа»
- 113. 5.1.
- 114. Техническое диагностирование и обследованиелифтов
- 115. Виды ремонтов лифтов
- 116. Регистрация и ввод лифта в эксплуатацию
- 117. Порядок расследования аварий и несчастныхслучаев с лифтами
- 118. 6.1. Основные положения охраны труда при производстве работ на лифтах
- 119. Требования охраны труда при оперативномобслуживании и ремонте электроустановок напряжением до 1000 В на лифтах
- 120. 6.3. Порядок и условия производства работ вдействующих электроустановках на лифтах
- 121. Организация работ на лифтах, выполняемых впорядке текущей эксплуатации согласно перечню
- 122. Отключения электроустановок на лифтах
- 123. Вывешивание запрещающих плакатов на лифтах
- 124. Проверка отсутствия напряжения на лифтах
- 125. Требования к лифтовым переноснымэлектроинструментам, светильникам, ручным электрическим машинам иразделительным трансформаторам
- 126. Защитные средства при работе на лифтах
- 127. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (лифты)

от 910.00 руб./шт.

от 0.00 руб./шт.

от 0.00 руб./шт.

от 1500.00 руб./шт.

от 109.00 руб./шт.

от 167.00 руб./шт.

от 46.00 руб./шт.

от 109.00 руб./шт.

от 1426.00 руб./шт.

от 0.00 руб./шт.

от 334.00 руб./шт.

от 265.00 руб./шт.