1.2. Устройство и состав типового лифта
Машинное и блочное помещения оборудования типовых лифтов
Машинное помещение — это отдельное помещение,
предназначенное для размещения оборудования лифтов. В зависимости от
конструкции лифта оно может находиться над шахтой лифта (рис. 1.1), под
ней (рис. 1.2) или сбоку от нее. Блочное помещение — это отдельное
помещение, предназначенное для установки блоков. Оно располагается
только над шахтой.
В машинном помещении (см. рис. 1.1) могут устанавливаться:
• лебедка 3 — подъемный механизм лифта;
• ограничитель скорости 1 — устройство, приводящее в действие механизм
включения устройств безопасности, называемых ловителями, которые
останавливают кабину и удерживают ее на направляющих;
• станция управления — низковольтное комплектное устройство (НКУ) 4,
которое управляет работой лифта;
• монорельс 2 — устройство, предназначенное для подвешивания
грузоподъемных средств, применяемых при ремонте для перемещения
оборудования лифта;
• вводное устройство 16, обеспечивающее подачу и снятие напряжения с
лифта;
• выключатели освещения машинного помещения и шахты;
• понижающие трансформаторы 20, преобразователи, выпрямители и другое
электрооборудование, не входящее в состав НКУ;
• подвеска тяговых канатов (для лифтов с полиспастной подвеской);
• центральный этажный аппарат (копираппарат);
• отводные блоки и контршкивы, если они не входят в состав лебедки.
В машинном и блочном помещениях не допускается устанавливать оборудование и прокладывать не относящиеся к лифту коммуникации. В машинном и блочном помещениях могут находиться: механизмы и приспособления для обслуживания лифтов; оборудование для вентиляции и кондиционирования или обогрева воздуха, за исключением парового отопления; охранная или пожарная сигнализация; оборудование пожаротушения.
Рис. 1.1. Общий вид пассажирского лифта с
верхним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное
комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 —
подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9— направляющие противовеса; 10
— направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12— дверь шахты;
13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер
противовеса; 16— вводное устройство; 17— канат ограничителя скорости;
18— противовес; 19— натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20
— понижающие трансформаторы; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 —
датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт
датчика точной остановки кабины
Рис. 1.2. Общий вид пассажирского лифта с нижним
расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — пружинный буфер противовеса; 3 —
пружинный буфер кабины; 4 — отклоняющий блок; 5 — лебедка; 6 —
подрамник; 7 —
станция управления
Не допускается прокладка в машинном и блочном
помещениях паро- и газопроводов.
Не допускается использовать машинное и блочное помещения для прохода на
крышу и в другие не относящиеся к лифту помещения.
Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех
сторон и на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол.
Потолок блочного помещения может представлять собой плиту с
расположенной на ней лебедкой, полностью перекрывающую проем над блочным
помещением.
Машинное помещение должно быть оборудовано стационарным электрическим
освещением, обеспечивающим освещенность не менее 200 лк на уровне пола,
а блочное — стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей
освещенность блока (блоков) не менее 100 лк.
Зоны размещения оборудования и его технического обслуживания должны быть
оборудованы стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей
освещенность оборудования не менее 200 лк.
Вход в машинное и блочное помещения должен осуществляться через двери.
Допускается вход в блочное помещение из машинного через люк.
Двери для доступа в машинное и блочное помещения, вместе с замками,
должны выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой
или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную к дверной панели
под прямым углом в любой ее точке и с любой стороны с упругой
деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не
допускается.
Двери должны быть сплошными и не открываться вовнутрь. Минимальные
размеры двери в машинное помещение 0,8 х 1,8 м, а в блочное — 0,6 х 1,4
м.
Крышка люка, предназначенного для доступа в блочное помещение, должна
быть сплошной, не открываться вниз, за исключением случая, когда она
связана с выдвижной лестницей. Ее минимальные размеры 0,8 х 0,8 м.
В закрытом положении крышка люка должна выдерживать без остаточной
деформации нагрузку в 2000 Н, приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом
месте. Усилие, прилагаемое для открытия крышки должно быть не более 150
Н.
Двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны
быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри
помещения — без ключа.
Если доступ в блочное помещение осуществляется из машинного, то
установка замка на крышке люка не требуется.
К крышке люка для подачи в помещения материалов и
оборудования предъявляются те же требования. Ее допускается запирать
только изнутри.
В блочном помещении устанавливают следующее оборудование:
• отклоняющие блоки;
• контршкивы;
• ограничитель скорости;
• подвеску тяговых канатов для лифтов с полиспастной подвеской;
• выключатели освещения блочного помещения;
• выключатель цепи управления лифтом, предназначенный для отключения
лифта во время проведения обслуживания оборудования блочного помещения
или ремонтных работ.
Пол машинного и блочного помещений должен иметь нескользкое покрытие, не
образующее пыли.
Вокруг отверстий над шахтой лифта должны быть устроены бортики,
выступающие не менее чем на 0,05 м над уровнем плиты перекрытия или
пола. Минимальное расстояние от края отверстия до проходящих через него
подвижных элементов должно быть не менее 0,01 м.
Пол машинного и блочного помещений может иметь несколько уровней. Если
разница уровней более 0,35 м, то для перехода с одного уровня на другой
должна быть устроена стационарная лестница (ступени) под углом не более
60° к горизонту или оборудован пандус с углом наклона к горизонту не
более 20°.
Если разница уровней превышает 0,5 м, то лестница (ступени), пандус и
верхняя площадка в зоне перепада уровней должны быть ограждены перилами
высотой не менее 0,9 м.
Высота в свету зон обслуживания оборудования в машинном помещении должна
быть не менее 2,0 м, а проходов к этим зонам — не менее 1,8 м.
Измеряется она от пола прохода или зоны обслуживания до элементов
перекрытия.
Над вращающимися частями лебедки и расположенными в блочном помещении
блоками должно быть свободное пространство высотой не менее 0,3 м.
Высота в свету блочного помещения, измеренная от пола до элементов
перекрытия, должна быть не менее 1,5 м.
Для проведения ремонтных работ под потолком машинного помещения всех
лифтов, кроме малого грузового, устанавливают устройства (балки) для
подвески грузоподъемных средств, применяемых при этих работах. На них
или рядом с ними указывают их грузоподъемность или допустимую нагрузку.
Перед устройствами управления должна быть предусмотрена зона
обслуживания (свободная площадка). Ее глубина от наружной поверхности
шкафов (панелей) должна быть не менее 0,75 м, а ширина равна полной
ширине шкафа (панели), но не менее 0,5 м.
Размеры зоны обслуживания (свободной площадки) для
обслуживания подвижных частей расположенного в машинном помещении
механического оборудования должны быть не менее
0,5 х 0,6 м. Ширина проходов к зонам обслуживания должна быть не менее
0,5 м. При отсутствии движущихся частей ее можно уменьшить до 0,4 м.
У грузового малого лифта габариты и масса оборудования невелики, в связи
с чем устройство машинного и блочного помещений этого лифта имеет
некоторые особенности.
Помещение для размещения лебедки и блоков грузового малого лифта
допускается располагать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом
этажа. В этом случае их обслуживание должно осуществляться через проемы,
закрываемые дверями, которые открывают специальным ключом.
В случае, если высота от уровня пола верхнего этажа до пола помещения, в
котором размещаются лебедка и направляющие блоки, не превышает 3 м,
устройство стационарной лестницы для доступа к проемам не обязательно.
При таком размещении лебедки вводное устройство, НКУ и трансформаторы
должны располагаться в непосредственной близости от шахты, в запираемом
металлическом шкафу.
У грузового малого лифта машинное помещение может отсутствовать. В этом
случае подъемный механизм ограждают прочным металлическим кожухом,
запираемым на замок, а вводное устройство, НКУ, трансформаторы и
выключатель размещают в непосредственной близости от лебедки, в
запираемом металлическом шкафу. Перед дверью шкафа предусматривают
проход шириной не менее 0,75 м для обслуживания НКУ.
Допускается размещение оборудования лифтов вне машинного помещения. При
этом должны быть соблюдены требования ПУБЭЛ. Приведем некоторые из них.
1. Должна быть предусмотрена возможность обслуживающему персоналу
самостоятельно покинуть зону обслуживания при заблокированной кабине.
2. Управление устройствами для проведения эвакуации пассажиров из
кабины, а также проведения динамических испытаний должно осуществляться
снаружи шахты.
3. Обслуживание и проверки оборудования, размещенного в шахте,
допускается производить с крыши неподвижной кабины при выполнении
следующих требований:
• неконтролируемое или непредвиденное движение кабины при проведении
работ по обслуживанию и проверкам должно блокироваться. Для этой цели
допускается использование ловителей;
• приведение в действие блокировочного устройства должно
контролироваться электрическим устройством безопасности, размыкающим
цепь безопасности.
4. Работы в приямке по техническому обслуживанию и
проверке оборудования допускается выполнять при соблюдении следующих
условий:
• должно быть предусмотрено устройство для остановки кабины. После
остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом
приямка не менее 2,0 м;
• приведение в действие блокировочного устройства контролируется
электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности.
5. При невозможности обслуживания оборудования с крыши кабины или из
приямка для этих целей должна применяться стационарная площадка. Она
должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку в 2000 Н,
приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом месте; должна иметь перила.
Положение площадки в исходном (нерабочем) состоянии должно
контролироваться электрическим устройством безопасности. Площадка должна
быть оборудована устройством для перевода ее в рабочее положение,
которое приводится в действие снаружи шахты.
6. Устройства управления должны быть защищены от несанкционированного
доступа и обеспечивать:
• режим «Управление из машинного помещения»;
• индикацию о направлении движения кабины и о достижении ею зоны
отпирания дверей или возможность наблюдения за работой привода.
Лифтостроительные фирмы, стремясь уменьшить стоимость лифта, повысить
его надежность и упростить обслуживание, не только ведут работы по
совершенствованию основных функциональных узлов, но и применяют новые
компоновочные решения.
Так, финская фирма «КОНЕ» разработала компактную безре-дукторную лебедку
с дисковым частотно-регулируемым приводом переменного тока EcoDisc, что
позволило создать выжимной пассажирский лифт Monospace (рис. 1.3), у
которого отсутствует машинное помещение. Лебедка размещается в шахте и
закрепляется на направляющей кабины в зоне верхней этажной площадки.
Обслуживание лебедки производится с крыши кабины. Станция управления (НКУ)
устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней
этажной площадки.
Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты за счет отсутствия
машинного помещения и снижает трудоемкость производства, монтажа и
технического обслуживания.
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ (лифты)
- 2. 1.1. Определение лифта
- 3. Устройство и состав типового лифта
- 4. Машинное и блочное помещения оборудованиятиповых лифтов
- 5. Шахта лифта (устройство) - часть 1
- 6. Шахта лифта (устройство) - часть 2
- 7. Шахта лифта (устройство) - часть 3
- 8. Шахта лифта (устройство) - часть 4
- 9. Классификация лифтов
- 10. 1.4.
- 11. Контрольные вопросы
- 12. Контрольные вопросы
- 13. Контрольные вопросы
- 14. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 1
- 15. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 2
- 16. Лифтовая лебедка с червячным редуктором иканатоведущим шкивом.
- 17. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 1
- 18. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 2
- 19. Контрольные вопросы
- 20. Канатоведущие органы, блоки и контршкивылифтовых лебёдок
- 21. Барабаны лифтовых лебёдок
- 22. Канатоведущие шкивы лифтовых лебёдок
- 23. Блоки и контршкивы лифтовых лебёдок
- 24. Муфты лифтовых лебёдок
- 25. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 1
- 26. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 2
- 27. Колодочный тормоз с короткоходовымэлектромагнитом постоянного тока типа МП-201
- 28. Контрольные вопросы
- 29. Кабины лифтов
- 30. Каркас кабины лифта
- 31. Пол и устройства контроля загрузки кабины лифта- часть 1
- 32. ф
- 33. Уравновешивающие элементы кабины лифта
- 34. Гибкие уравновешивающие элементы кабины лифта
- 35. Направляющие башмаки кабины лифта
- 36. Смазывающие аппараты башмаков кабины лифта
- 37. Контрольные вопросы
- 38. Подвески кабин и противовесов лифта
- 39. Пружинные подвески лифта
- 40. Жесткая подвеска лифта
- 41. Полиспастная подвеска лифта
- 42. Ловители лифта
- 43. Лифтовые ловители резкого торможения
- 44. Лифтовые ловители плавного торможения
- 45. Механизм включения ловителей лифта - часть 1
- 46. Механизм включения ловителей лифта - часть 2
- 47. Ограничитель скорости лифта
- 48. Лифтовой ограничитель скорости центробежноготипа с горизонтальной осью вращения
- 49. Лифтовой ограничитель скорости с инерционнымроликом
- 50. Двери шахты и кабины лифта
- 51. Двери шахты и дверные замки лифта
- 52. Распашные двери шахты лифта - часть 1
- 53. Распашные двери шахты лифта - часть 2
- 54. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 1
- 55. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 2
- 56. Распашные двери кабины лифта
- 57. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 1
- 58. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 2
- 59. Лифтовые канаты - часть 1
- 60. Первоначальный коэффициент запаса прочности при отношении D/d
- 61. Направляющие кабины и противовеса лифта -часть 1
- 62. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть2
- 63. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть3
- 64. Марка
- 65. Упоры и буфера лифта
- 66. Пружинные буфера лифта
- 67. Гидравлические буфера лифта - часть 1
- 68. Гидравлические буфера лифта - часть 2
- 69. 3.1. Общие сведения
- 70. Требования к электроприводу,электропроводке и освещению лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 71. Виды и системы управления лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 72. Наименование и назначениеэлектрооборудования и электроаппаратов лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 73. Классификация электрических схем лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 74. Условные обозначения элементовэлектрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 75. Структура принципиальных электрических схемлифтов с релейно-контакторными НКУ
- 76. Узел определения местонахождения кабины и выборанаправления движения лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 77. Узел тормозного устройства лифтов срелейно-контакторными НКУ
- 78. Узлы питания лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 79. Применение R— С-цепочек в электрических схемахлифтов
- 80. Устройство и принцип действия лифтовыхприборов типа «Логика И-300»
- 81. Правила чтения принципиальных электрическихсхем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 82. ->
- 83. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 84. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 85. Контакт
- 86. 3.13.2. Программы работы лифтов общегоназначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг с номинальнойскоростью движения кабины 0,5 м/с и грузоподъемностью 5000 кг сноминальной скоростью движения кабины 0,25 м/с
- 87. Режим «Нормальная работа»
- 88. Контакт
- 89. Программа работа лифта в режиме «Нормальная работа»
- 90. Режим «Нормальная работа»
- 91. Соединение
- 92. 3.15.2. Программы работы пассажирского лифта дляжилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростьюдвижения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и одиночным управлением
- 93. Режим «Нормальная работа»
- 94. 3.16. Групповая работа пассажирских лифтов -часть 1
- 95. Соединение
- 96. Групповая работа пассажирских лифтов - часть 3
- 97. Режим «Нормальная работа»
- 98. Погрузочный режим лифта Б
- 99. Диспетчерский контроль за работой лифтов
- 100. 4.1. Особенности новых систем управления лифтами
- 101. Основные технические характеристики
- 102. Программа работы лифта в режиме «Нормальнаяработа»
- 103. Лифты с НКУ типов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 104. Структурная схема электрической часта
- 105. 4.5. Лифтовый блок управления релейный для НКУтипов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 106. Реле
- 107. Принцип действия цепи тормозного электромагнитаYA1
- 108. Лифтовый блок управления логический
- 109. 4.7. Световые индикаторы лифта
- 110. Контрольные вопросы
- 111. Устройства защиты и контроля лифта (УЛЖ-10)
- 112. Режим «Нормальная работа»
- 113. 5.1.
- 114. Техническое диагностирование и обследованиелифтов
- 115. Виды ремонтов лифтов
- 116. Регистрация и ввод лифта в эксплуатацию
- 117. Порядок расследования аварий и несчастныхслучаев с лифтами
- 118. 6.1. Основные положения охраны труда при производстве работ на лифтах
- 119. Требования охраны труда при оперативномобслуживании и ремонте электроустановок напряжением до 1000 В на лифтах
- 120. 6.3. Порядок и условия производства работ вдействующих электроустановках на лифтах
- 121. Организация работ на лифтах, выполняемых впорядке текущей эксплуатации согласно перечню
- 122. Отключения электроустановок на лифтах
- 123. Вывешивание запрещающих плакатов на лифтах
- 124. Проверка отсутствия напряжения на лифтах
- 125. Требования к лифтовым переноснымэлектроинструментам, светильникам, ручным электрическим машинам иразделительным трансформаторам
- 126. Защитные средства при работе на лифтах
- 127. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (лифты)
от 6237.00 руб./шт.
от 6825.00 руб./шт.
от 32 571.00 руб./шт.
от 5775.00 руб./шт.
от 6861.00 руб./шт.
от 6237.00 руб./шт.
от 6699.00 руб./шт.
от 4851.00 руб./шт.
от 5311.00 руб./шт.