Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

2.1.3. Канатоведущие органы, блоки и контршкивы лифтовых лебёдок

Барабаны лифтовых лебёдок

Барабаны. Их изготавливают из стального или чугунного литья; на рабочей поверхности нарезают полукруглые канавки, называемые ручьями. В ручьи виток к витку укладывают канаты (см. рис. 2.15). Для того чтобы исключить трение канатов друг о друга и обеспечить их плавное, без рывков, сматывание с барабана, глубина ручьев должна быть не более 0,2d, шаг нарезки ручьев t = 1,1*d и радиус кривизны ручья r = 0,55d, где d — диаметр каната, мм.

Для исключения возможности схода канатов с барабана в его торцевой части делают реборды, которые должны возвышаться над навитым канатом на высоту не менее одного диаметра каната. Допускается не выполнять реборды со стороны (сторон) крепления каната к барабану.

На барабан должен быть намотан только один слой каната.

Количество канатов на барабанной лебедке должно быть не менее двух. Для лифтов с верхним расположением лебедки на барабане нарезают однозаходные ручьи (рис. 2.15, а) правого и левого направлений, а при нижнем расположении лебедки — однозаходные ручьи только одного направления (левого или правого) (рис. 2.15, б). В обоих случаях при подъеме кабины пара канатов, прикрепленных к кабине; будет наматываться на барабан, а прикрепленная к противовесу сматываться, а при спуске кабины наоборот. (В данном случае речь идет о лифтах, установленных до вступления в силу ПУБЭЛ 2003 г., поэтому они должны соответствовать требованиям ПУБЭЛ 1992 г.)

Концы канатов должны быть надежно закреплены на барабане. Наиболее распространенными являются следующие способы крепления:

• петлей с зажимами (рис. 2.17, а). В этом случае вал 1 или ступицу 5 барабана 2 двукратно огибают канатом 4, затем концы каната стягивают не менее чем двумя зажимами;

• прижимными планками (рис. 2.17, б). При этом способе канат 4, обогнув барабан, с помощью планок 6 прижимается к его поверхности. При креплении каната к ненарезанной части барабана ровно укладывают виток каната и надежно затягивают болты или шпильки 7. При креплении каната к нарезанной части срубают гребни на стороне, противоположной планкам, после чего зачищают эти места, чтобы канат лежал на ровной поверхности. Число планок должно быть не менее двух;

• зажимом в гнезде планкой (рис. 2.17, в). Конец каната 4 пропускают на всю длину предусмотренного в барабане отверстия и зажимают винтами 9 с квадратными головками. Для предотвращения повреждения канатов болтами под болты устанавливают планку 8 с выступом, направленным в сторону от обреза каната и упирающимся в барабан;

• зажимом в гнезде клином (рис. 2.17, г). В клиновидное отверстие барабана 2 пропускают конец каната 4 и огибают последним по контуру клин 10, в котором по всей длине сделана полукруглая канавка для укладки в нее каната. Затем канат вместе с клином забивают в барабан со стороны расширенной части отверстия. Края отверстия закругляют, чтобы они не обрезали канат.

Канатоемкость барабана должна обеспечить укладку не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната при самых низких положениях кабины (противовеса), не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

По конструктивным соображениям при применении барабана подвеска кабины (противовеса) оказывается возможной не более чем на двух параллельных ветвях канатов. При многослойной навивке каната на барабан используется канатоукладочный механизм.

Существуют также барабаны трения, в которых канат жестко не закрепляется на барабане, а сцепление канатов с ним осуществляется за счет сил трения.

Наименьший допустимый диаметр барабана, КВШ, отклоняющих блоков и контршкива, измеряемый по средней линии огибающего каната, мм, определяется из условия долговечности и рассчитывается по формуле

D >= ed,

где е — коэффициент допустимого соотношения диаметров барабана и тягового каната; d — диаметр каната, мм. Для лифтов, в которых допускается транспортировка людей, е = 40, если линейная скорость движения каната (при номинальной скорости движения кабины) не превышает 1,6 м/с, и е = 45, если линейная скорость каната выше 1,6 м/с. Для лифтов, в которых не предусмотрена транспортировка людей, е = 30.

Основными недостатками барабанов являются:

• невозможность подвешивания кабины (противовеса) на более чем двух параллельных ветвях канатов;

• наличие зависимости размеров барабана от высоты подъема, что затрудняет унификацию и стандартизацию;

• опасность затягивания кабины под перекрытие шахты и обрыва тяговых канатов в случае несрабатывания конечных выключателей и «залипания» якоря контактора направления вверх.

Барабаны лифтовых лебёдок

Рис. 2.17. Способы крепления канатов на барабане:
а — петлей с зажимами; 6 — прижимными планками; в — зажимом в гнезде планкой; г — зажимом в гнезде клином; 1 — вал; 2 — барабан; 3 — зажимы; 4 — канат; 5 — ступица; 6, 8 — планки; 7 — шпилька (болт); 9 — винт; 10 — клин

Содержание