Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

ГЛАВА 4
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИФТАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ


4.1. Особенности новых систем управления лифтами


Начиная с 1990 г. лифтостроительные заводы приступили к выпуску новых моделей лифтов, системы управления которыми впервые в отечественном лифтостроении выполнены с использованием микроэлектроники. Такие лифты условно можно назвать лифтами нового поколения.

Первыми поступили в эксплуатацию пассажирские лифты с НКУ типов УПЛ и УЛЖ-10. Затем, в 1993 г., был освоен выпуск пассажирских лифтов с НКУ типа УЛЖ-17. Еще через несколько лет были разработаны НКУ типа ШУЛК, УЛ, УМЛ, УКЛ и др., которые стали устанавливать на вновь выпускаемых лифтах.

Кроме вышеперечисленного ведущие эксплуатационные лифтовые организации разработали свои НКУ с использованием микропроцессоров и других устройств микроэлектроники, которые применяются при модернизации или замене устаревших моделей лифтов.

На начало нового тысячелетия в стране эксплуатировалось значительное число лифтов, в системах управления которыми использовалась микроэлектроника (только в Москве их около 20 тыс.). При этом их численность имеет тенденцию к росту как за счет нового строительства (особенно жилищного), так и в связи с модернизацией или заменой лифтов с выработанным нормативным сроком службы.

Конструкторскими отделами лифтовых организаций (заводы, эксплуатационные и другие организации) постоянно ведется работа по совершенствованию оборудования и систем управления лифтами. Периодически (примерно каждые 3—6 лет) в эксплуатацию вводятся новые системы управления лифтами, в которых отражены достижения отечественной электротехнической промышленности, электронной и микропроцессорной техники.

Лифты нового поколения имеют системы управления, состоящие из двух основных частей: логической и релейно-контакторной.

Логическая часть предназначена для обработки сигналов от электрооборудования и электроаппаратов лифта и выработки команд

управления, которые поступают для реализации в релейно-контакторную часть. Логическая часть может выполняться с применением «жесткой» логики или микропроцессора.


Основу логической части с «жесткой» логикой составляют печатные платы с интегральными микросхемами и другими радиоэлектронными элементами. Платы предназначены для реализации программы работы конкретной модели лифта. Перестроить их на другую программу работы не представляется возможным, так как для этого требуется разработать и изготовить новые изделия с другой логической схемой.

Логические схемы с применением микропроцессора могут реализовать программы работы разных моделей лифтов (пассажирские, больничные, грузовые), т.е. менять функциональное назначение НКУ. Для получения заданного алгоритма работы процессора в него вводят соответствующую программу. Таким образом, система с микропроцессорным управлением универсальна, она может применяться для лифтов разного назначения. Кроме того, имеется возможность менять программу работы конкретных моделей лифтов при их эксплуатации.

В системах управления лифтов с НКУ типов УПЛ, УЛЖ-10 и УЛЖ-17 применяется «жесткая» логика, а с НКУ типа ШУЛК, УЛ, УМЛ, УКЛ и др. — микропроцессор.

Релейно-контакторная часть управляет силовым электрооборудованием лифта — электродвигателями и тормозным электромагнитом. Ее основу составляют реле, контакторы или магнитные пускатели, аппаратура защиты, понижения и выпрямления напряжения и др.

Системы управления лифтами нового поколения имеют следующие особенности:

• НКУ отличаются меньшими габаритными размерами и массой, более экономичны и долговечны;

• функции автоматики лифта расширены за счет введения в логическую часть схемы дополнительных устройств контроля и защиты;

• для регистрации приказов, вызовов и других сигналов управления применяется микроэлектроника;

• местонахождение кабины в шахте определяется счетным способом, в котором изменена традиционная схема расположения датчиков и шунтов. При ранее использовавшемся позиционном способе определения местонахождения кабины на каждом этаже устанавливался этажный переключатель или датчик селекции. Принцип действия счетного способа рассматривается ниже;

• для проверки исправности действия электрической схемы лифта применяется световая (в НКУ типа УПЛ и УЛЖ) или цифровая (в НКУ типа ШУЛК) техническая диагностика;

• предусмотрены дополнительные режимы работы лифта.

Разные модели лифтов нового поколения имеют неодинаковые логические и электрические схемы. Их НКУ изготовлены с использованием различных серий ИМС, микропроцессоров, электронных элементов, релейно-контакторной и другой аппаратуры. Несмотря на это, все новые системы управления лифтами имеют много общего, поэтому достаточно изучить одну из них, например с НКУ типа УЛЖ-10, чтобы получить представление о других системах управления лифтами с применением ИМС или микропроцессорной техники.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются основные различия между системами управления лифтами нового поколения и системами, изготовленными до 1990 г.?

2. В чем состоит принципиальное различие логических частей систем управления с «жесткой» логикой и микропроцессором?

3. Можно ли перестроить программу работы лифта, если логическая схема построена с применением: а) печатных плат с ИМС, т.е. «жесткой» логики; б) микропроцессора?

4. Какие операции необходимо выполнить, чтобы изменить программу работы лифта с микропроцессорным управлением?

Содержание