ГЛАВА 4
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИФТАМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ
МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
4.1. Особенности новых систем управления лифтами
Начиная с 1990 г. лифтостроительные заводы приступили к выпуску новых моделей лифтов, системы управления которыми впервые в отечественном лифтостроении выполнены с использованием микроэлектроники. Такие лифты условно можно назвать лифтами нового поколения.
Первыми поступили в эксплуатацию пассажирские лифты с НКУ типов УПЛ и УЛЖ-10. Затем, в 1993 г., был освоен выпуск пассажирских лифтов с НКУ типа УЛЖ-17. Еще через несколько лет были разработаны НКУ типа ШУЛК, УЛ, УМЛ, УКЛ и др., которые стали устанавливать на вновь выпускаемых лифтах.
Кроме вышеперечисленного ведущие эксплуатационные лифтовые организации разработали свои НКУ с использованием микропроцессоров и других устройств микроэлектроники, которые применяются при модернизации или замене устаревших моделей лифтов.
На начало нового тысячелетия в стране эксплуатировалось значительное число лифтов, в системах управления которыми использовалась микроэлектроника (только в Москве их около 20 тыс.). При этом их численность имеет тенденцию к росту как за счет нового строительства (особенно жилищного), так и в связи с модернизацией или заменой лифтов с выработанным нормативным сроком службы.
Конструкторскими отделами лифтовых организаций (заводы, эксплуатационные и другие организации) постоянно ведется работа по совершенствованию оборудования и систем управления лифтами. Периодически (примерно каждые 3—6 лет) в эксплуатацию вводятся новые системы управления лифтами, в которых отражены достижения отечественной электротехнической промышленности, электронной и микропроцессорной техники.
Лифты нового поколения имеют системы управления, состоящие из двух основных частей: логической и релейно-контакторной.
Логическая часть предназначена для обработки сигналов от электрооборудования и электроаппаратов лифта и выработки команд
управления, которые поступают для реализации в
релейно-контакторную часть. Логическая часть может выполняться с
применением «жесткой» логики или микропроцессора.
Основу логической части с «жесткой» логикой составляют печатные
платы с интегральными микросхемами и другими радиоэлектронными
элементами. Платы предназначены для реализации программы работы
конкретной модели лифта. Перестроить их на другую программу работы не
представляется возможным, так как для этого требуется разработать и
изготовить новые изделия с другой логической схемой.
Логические схемы с применением микропроцессора
могут реализовать программы работы разных моделей лифтов (пассажирские,
больничные, грузовые), т.е. менять функциональное назначение НКУ. Для
получения заданного алгоритма работы процессора в него вводят
соответствующую программу. Таким образом, система с микропроцессорным
управлением универсальна, она может применяться для лифтов разного
назначения. Кроме того, имеется возможность менять программу работы
конкретных моделей лифтов при их эксплуатации.
В системах управления лифтов с НКУ типов УПЛ, УЛЖ-10 и УЛЖ-17
применяется «жесткая» логика, а с НКУ типа ШУЛК, УЛ, УМЛ, УКЛ и др. —
микропроцессор.
Релейно-контакторная часть управляет силовым электрооборудованием лифта
— электродвигателями и тормозным электромагнитом. Ее основу составляют
реле, контакторы или магнитные пускатели, аппаратура защиты, понижения и
выпрямления напряжения и др.
Системы управления лифтами нового поколения имеют следующие особенности:
• НКУ отличаются меньшими габаритными размерами и массой, более
экономичны и долговечны;
• функции автоматики лифта расширены за счет введения в логическую часть
схемы дополнительных устройств контроля и защиты;
• для регистрации приказов, вызовов и других сигналов управления
применяется микроэлектроника;
• местонахождение кабины в шахте определяется счетным способом, в
котором изменена традиционная схема расположения датчиков и шунтов. При
ранее использовавшемся позиционном способе определения местонахождения
кабины на каждом этаже устанавливался этажный переключатель или датчик
селекции. Принцип действия счетного способа рассматривается ниже;
• для проверки исправности действия электрической схемы лифта
применяется световая (в НКУ типа УПЛ и УЛЖ) или цифровая (в НКУ типа
ШУЛК) техническая диагностика;
• предусмотрены дополнительные режимы работы лифта.
Разные модели лифтов нового поколения имеют
неодинаковые логические и электрические схемы. Их НКУ изготовлены с
использованием различных серий ИМС, микропроцессоров, электронных
элементов, релейно-контакторной и другой аппаратуры. Несмотря на это,
все новые системы управления лифтами имеют много общего, поэтому
достаточно изучить одну из них, например с НКУ типа УЛЖ-10, чтобы
получить представление о других системах управления лифтами с
применением ИМС или микропроцессорной техники.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются основные различия между системами управления
лифтами нового поколения и системами, изготовленными до 1990 г.?
2. В чем состоит принципиальное различие логических частей систем
управления с «жесткой» логикой и микропроцессором?
3. Можно ли перестроить программу работы лифта, если логическая схема
построена с применением: а) печатных плат с ИМС, т.е. «жесткой» логики;
б) микропроцессора?
4. Какие операции необходимо выполнить, чтобы изменить программу работы
лифта с микропроцессорным управлением?
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ (лифты)
- 2. 1.1. Определение лифта
- 3. Устройство и состав типового лифта
- 4. Машинное и блочное помещения оборудованиятиповых лифтов
- 5. Шахта лифта (устройство) - часть 1
- 6. Шахта лифта (устройство) - часть 2
- 7. Шахта лифта (устройство) - часть 3
- 8. Шахта лифта (устройство) - часть 4
- 9. Классификация лифтов
- 10. 1.4.
- 11. Контрольные вопросы
- 12. Контрольные вопросы
- 13. Контрольные вопросы
- 14. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 1
- 15. 2.1. Лифтовые лебедки - часть 2
- 16. Лифтовая лебедка с червячным редуктором иканатоведущим шкивом.
- 17. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 1
- 18. Редукторы лифтовых лебёдок - часть 2
- 19. Контрольные вопросы
- 20. Канатоведущие органы, блоки и контршкивылифтовых лебёдок
- 21. Барабаны лифтовых лебёдок
- 22. Канатоведущие шкивы лифтовых лебёдок
- 23. Блоки и контршкивы лифтовых лебёдок
- 24. Муфты лифтовых лебёдок
- 25. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 1
- 26. Тормозные устройства лифтовых лебёдок - часть 2
- 27. Колодочный тормоз с короткоходовымэлектромагнитом постоянного тока типа МП-201
- 28. Контрольные вопросы
- 29. Кабины лифтов
- 30. Каркас кабины лифта
- 31. Пол и устройства контроля загрузки кабины лифта- часть 1
- 32. ф
- 33. Уравновешивающие элементы кабины лифта
- 34. Гибкие уравновешивающие элементы кабины лифта
- 35. Направляющие башмаки кабины лифта
- 36. Смазывающие аппараты башмаков кабины лифта
- 37. Контрольные вопросы
- 38. Подвески кабин и противовесов лифта
- 39. Пружинные подвески лифта
- 40. Жесткая подвеска лифта
- 41. Полиспастная подвеска лифта
- 42. Ловители лифта
- 43. Лифтовые ловители резкого торможения
- 44. Лифтовые ловители плавного торможения
- 45. Механизм включения ловителей лифта - часть 1
- 46. Механизм включения ловителей лифта - часть 2
- 47. Ограничитель скорости лифта
- 48. Лифтовой ограничитель скорости центробежноготипа с горизонтальной осью вращения
- 49. Лифтовой ограничитель скорости с инерционнымроликом
- 50. Двери шахты и кабины лифта
- 51. Двери шахты и дверные замки лифта
- 52. Распашные двери шахты лифта - часть 1
- 53. Распашные двери шахты лифта - часть 2
- 54. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 1
- 55. Горизонтально-раздвижные двери шахты лифта -часть 2
- 56. Распашные двери кабины лифта
- 57. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 1
- 58. Горизонтально-раздвижные двери кабины лифта -часть 2
- 59. Лифтовые канаты - часть 1
- 60. Первоначальный коэффициент запаса прочности при отношении D/d
- 61. Направляющие кабины и противовеса лифта -часть 1
- 62. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть2
- 63. Направляющие кабины и противовеса лифта - часть3
- 64. Марка
- 65. Упоры и буфера лифта
- 66. Пружинные буфера лифта
- 67. Гидравлические буфера лифта - часть 1
- 68. Гидравлические буфера лифта - часть 2
- 69. 3.1. Общие сведения
- 70. Требования к электроприводу,электропроводке и освещению лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 71. Виды и системы управления лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 72. Наименование и назначениеэлектрооборудования и электроаппаратов лифтов с РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 73. Классификация электрических схем лифтов сРЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНЫМИ НКУ
- 74. Условные обозначения элементовэлектрических схем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 75. Структура принципиальных электрических схемлифтов с релейно-контакторными НКУ
- 76. Узел определения местонахождения кабины и выборанаправления движения лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 77. Узел тормозного устройства лифтов срелейно-контакторными НКУ
- 78. Узлы питания лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 79. Применение R— С-цепочек в электрических схемахлифтов
- 80. Устройство и принцип действия лифтовыхприборов типа «Логика И-300»
- 81. Правила чтения принципиальных электрическихсхем лифтов с релейно-контакторными НКУ
- 82. ->
- 83. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 84. Краткая характеристика системы управления лифтом
- 85. Контакт
- 86. 3.13.2. Программы работы лифтов общегоназначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг с номинальнойскоростью движения кабины 0,5 м/с и грузоподъемностью 5000 кг сноминальной скоростью движения кабины 0,25 м/с
- 87. Режим «Нормальная работа»
- 88. Контакт
- 89. Программа работа лифта в режиме «Нормальная работа»
- 90. Режим «Нормальная работа»
- 91. Соединение
- 92. 3.15.2. Программы работы пассажирского лифта дляжилых зданий грузоподъемностью 320 (500) кг с номинальной скоростьюдвижения кабины 1,0 м/с, светящимися кнопками и одиночным управлением
- 93. Режим «Нормальная работа»
- 94. 3.16. Групповая работа пассажирских лифтов -часть 1
- 95. Соединение
- 96. Групповая работа пассажирских лифтов - часть 3
- 97. Режим «Нормальная работа»
- 98. Погрузочный режим лифта Б
- 99. Диспетчерский контроль за работой лифтов
- 100. 4.1. Особенности новых систем управления лифтами
- 101. Основные технические характеристики
- 102. Программа работы лифта в режиме «Нормальнаяработа»
- 103. Лифты с НКУ типов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 104. Структурная схема электрической часта
- 105. 4.5. Лифтовый блок управления релейный для НКУтипов УЛЖ-10 и УЛЖ-17 - часть 1
- 106. Реле
- 107. Принцип действия цепи тормозного электромагнитаYA1
- 108. Лифтовый блок управления логический
- 109. 4.7. Световые индикаторы лифта
- 110. Контрольные вопросы
- 111. Устройства защиты и контроля лифта (УЛЖ-10)
- 112. Режим «Нормальная работа»
- 113. 5.1.
- 114. Техническое диагностирование и обследованиелифтов
- 115. Виды ремонтов лифтов
- 116. Регистрация и ввод лифта в эксплуатацию
- 117. Порядок расследования аварий и несчастныхслучаев с лифтами
- 118. 6.1. Основные положения охраны труда при производстве работ на лифтах
- 119. Требования охраны труда при оперативномобслуживании и ремонте электроустановок напряжением до 1000 В на лифтах
- 120. 6.3. Порядок и условия производства работ вдействующих электроустановках на лифтах
- 121. Организация работ на лифтах, выполняемых впорядке текущей эксплуатации согласно перечню
- 122. Отключения электроустановок на лифтах
- 123. Вывешивание запрещающих плакатов на лифтах
- 124. Проверка отсутствия напряжения на лифтах
- 125. Требования к лифтовым переноснымэлектроинструментам, светильникам, ручным электрическим машинам иразделительным трансформаторам
- 126. Защитные средства при работе на лифтах
- 127. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (лифты)