Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей - часть 2

Ловители плавного торможения

имеют устройство, ограничивающее силу нормального давления на тормозные колодки с гладкой рабочей поверхностью. Тормозная сила на всем пути замедления сохраняет обычно постоянное значение, определяемое конструкцией или регулировкой.

Ограничение силы нормального давления до установленного уровня достигается применением предварительно сжатой пружины или упруго деформируемого элемента конструкции.

В конструкции лифтов отечественного производства долгое время применялись клещевые ловители плавного торможения одностороннего типа (рис.8.5).

Рычаги 1 и 4 образуют клещи с шарниром, ось которого закреплена в балке вертикальной рамы каркаса кабины. С длинной стороны рычагов установлена предварительно сжатая пружина 8, ас противоположной - тормозная колодка 2 и клин 3, перемещающийся вертикально в пазу направляющей клиновой колодки. При включении приводного механизма ловителей клин 3, поднимаясь вверх, скользит по наклонному пазу колодки 2, касается поверхности направляющей кабины и, после самозаклинивания, раздвигает короткие плечи рычагов 1 и 4, включает в работу пружину 8. Сила предварительного сжатия пружины определяет величину силы нормального давления на тормозящие поверхности деталей 2, 3 и постоянство тормозной силы на всем пути замедления. Регулировка силы предварительного сжатия пружины 8 производится гайкой 12 и фиксируется на требуемом уровне контргайкой 10.

Величина суммарного зазора между боковыми поверхностями головки направляющей и тормозящими поверхностями ловителя регулируется втулкой 11 так, что при ввертывании втулки в резьбовое отверстие длинного плеча рычага 1 суммарный зазор уменьшается, а при вывертывании увеличивается.

Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей

Рис.8.5. Клещевой односторонний ловитель плавного торможения 1,4- двуплечий рычаг; 2 - колодка тормозная; 3 - клин; 5, 13 - болт регулировочный; б - квадратный хвостовик болта; 7 - шайба опорная; 8 - пружина; 9 - болт; 10 - контргайка, 11 - втулка; 12 - гайка; 14 - пружина

Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей

Рис.8.6. Подпружиненный ловитель с роликовым механизмом заклинивания
1 - колодка направляющая, 2 - щека, 3 - клин, 4 - ролик,
5 - пружина, 6 - упор, 7 - прокладка

Регулировка равенства зазоров между направляющей, колодкой 2 и клином 3 производится болтом 5 и возвратной пружиной 14, которая прижимает рычаги к торцу болта 5 так, что при ввертывании и вывертывании болта, клещи поворачиваются по или против часовой стрелке.

Концевые части рычагов, к которым крепится колодка 2 и клин 3, имеют возможность самоустановки благодаря наличию специальных пружин и цилиндрических опорных поверхностей.

Для уменьшения сил трения задняя наклонная поверхность клина 3 перемещается по роликовой батарее.

Очевидным достоинством клещевых ловителей является возможность легкой перенастройки на необходимую тормозную силу и установки на направляющие с разной шириной головки. Это позволило организовать массовое производство ловителей, которыми можно было установить практически на любой лифт при соответствующей настройке.

Заложенная в конструкции клещевых ловителей возможность регулировки тормозной силы и зазоров не исключала возможности ее нарушения в условиях эксплуатации и существенно усложнила конструкцию. Это послужило основанием для поиска более технологичных и простых решений.

Клиновые подпружиненные ловители плавного торможения АО КМЗ имеют более простую конструкцию, практически не требующую регулировки (рис.8.6).

Рассматриваемый тип ловителя имеет два, симметрично расположенных улавливающих устройства с упругим звеном, ограничивающим силу торможения.

При срабатывании ограничителя скорости рычаги приводного механизма поднимают клинья 3. Ролики 4 заклиниваются и деформируют пружину 7 на величину, определяемую вертикальным ходом клина и углом наклона пружины. Сила нормального давления на тормозящие поверхности определяется жесткостью и прогибом пружины 7. Простая

замена пружинной вставки позволяет изменять нормальное давление и тормозную силу ловителя. Ролик 4 с направляющей не взаимодействует и играет вспомогательную роль передачи нагрузки на деформируемое звено, поэтому ловитель данной конструкции можно считать роликовым лишь условно.

Несомненный интерес также представляет конструкция роликового ловителя плавного торможения, которая применяется фирмой ОТИС (рис.8.7).

Ловители этого типа отличаются простотой конструкции и хорошо зарекомендовали себя в условиях эксплуатации в жилых и административных зданиях.

Ловитель имеет одностороннюю конструкцию.

Улавливающее роликовое устройство располагается только с одной стороны направляющей. На другой стороне находится плоский башмак со сменной рабочей накладкой 4.

Литой корпус 1 крепится болтами к торцевому листу верхней балки каркаса кабины и на обратной стороне имеет упор, входящий в отверстие листа и разгружающий болты от действия тормозной силы.

Упругий элемент ловителя представляет собой двухопорную балку, состоящую из набора пластин 4, 5 шириной 25 мм, которые с небольшим натягом вставляются в прорези опорных цилиндров 2, изготовленных из латуни. Опоры устанавливаются в цилиндрических расточках корпуса и и могут свободно поворачиваться при деформации балки, обеспечивая условия статической определимости.

Передняя пластина 5 имеет центральную проточку, в которой свободно перемещается рабочая часть ролика с закаленной насечкой. Пластина имеет две рабочие поверхности с различными углами наклона: а= 9° и ах = 4° (приблизительные

значения получены непосредственным измерением на кабине лифта).

Наличие переменного угла направляющей пластины 5 обеспечивает плавное и надежное самозаклинивание ролика и облегчает снятие кабины с ловителей.

Боковые гладкие цилиндрические поверхности ролика перекатываются по соответствующим выступающим поверхностям направляющей пластины 5.

Рабочая центральная часть ролика непосредственно взаимодействует с направляющей. Насколько можно судить по внешнему виду, пластины 4 и 5 подвергались цементации с последующей закалкой.

Ловители, как обычно, устанавливаются с двух сторон кабины и приводятся в действие механизмом с синхронизирующим валом (рис.8.3).

Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей

Рис.8.7. Роликовый ловитель плавного торможения 1 - корпус, 2 - поворотная опора, 3 - ролик, 4 - пластинчатые пружины, 5 - опорная пластина, 6 - болт ограничительный

Содержание