Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка


15.1.

Показатели качества лифтов


Качество лифтов - совокупность всех их свойств, удовлетворяющих потребность в соответствии с назначением.

В соответствии с основными свойствами качество лифтов на различных уровнях их создания и эксплуатации можно оценивать различными показателями: единичными, характеризующими одно качество, комплексными, характеризующими несколько качеств, определяющими, основными для оценки качества, обобщенными, (комплексными и определяющими) и интегральными (наиболее общими).

Основными (определяющими) показателями качества для лифтов являются: экономичность, социальная приспособленность и надежность. Именно эти основные качества предопределяют конкурентоспособность лифтов на мировом рынке.

В качестве единичных показателей, характеризующих качество лифтов в процессе их создания и оптимизации конструкции, часто используются:

Показатели качества лифтов

Экономичность - один из наиболее определяющих и интегральных показателей качества лифтов. Он характеризуется, в конечном счете, стоимостью перевозки людей или грузов в конкретных условиях эксплуатации лифта, при обеспечении всех требований (норм) безопасности, комфортности и других требований по социальной приспособленности, а также надежности. Экономичность определяется в первую очередь эксплуатационной производительностью, надежностью, затратами ресурсов на покупку и эксплуатацию лифта за весь срок службы.

Социальная приспособленность для лифтов, определяется возможностью обеспечения ими безопасных и благоприятных (комфортных для пассажирских лифтов) условий для перевозимых людей и труда работников, занятых их обслуживанием, а также людей, находящихся в зданиях и сооружениях, где установлены лифты.

Социальная приспособленность лифтов может быть представлена в виде совокупности более простых свойств: эксплуатационной безопасности, эргономических, эстетических и экологических.



Безопасность эксплуатации лифтов, особенно пассажирских, является одним из основных показателей их качества и характеризуется способностью лифта предотвращать возможность появления аварийных ситуаций. Она определяется: динамическими и тормозными качествами привода; обеспеченностью лифта необходимой сигнализацией, надежными приборами и автоматическими устройствами безопасности и блокировки, предупреждающими и предотвращающими возможность появления аварийных ситуаций; надежностью элементов конструкции, разрушение которых или отказ могут привести к аварийной ситуации; наличием автоматической или другой системы сигнализации и связи с диспетчером или лифтером в случаях отказов в работе лифта.

Эргономические свойства лифта должны соответствовать гигиеническим условиям жизнедеятельности людей перевозимых и обслуживающих лифт, а также людей находящихся в зданиях, где они установлены. Это определяется в первую очередь выполнением условий по обеспечению допустимых уровней: ускорений при пуске и торможении лифта; уровней вибрации и шума в кабине лифта, в машинном помещении, где установлен привод и станции управления, а также в соседних с лифтами помещениях; освещенности кабины и пультов управления.

В соответствии с правилами ПУБЭЛ среднее ускорение кабины при эксплуатационных режимах (без учета колебаний) должно быть не более 1,0 м/с2 для больничных лифтов и не более 2,0 м/с2 для всех остальных.

ГОСТ 220011-95 нормирует также вибрационные и шумовые показатели при работе лифта, а именно: виброскорость пола кабины при установившемся движении не должна превышать 0,06 • 10"2 м/с; уровень звука в кабине при установившемся движении для жилых зданий должен быть не более 55дБА, а при открывании и закрывании дверей не более бОдБА; корректированный уровень звуковой мощности от привода лебедки в машинном помещении, например для лифтов грузоподъемностью 320 - 630 кгс при скоростях до 1 м/с не более 73 дБА, а при скоростях 1,4 - 1,6 м/с не более 78 дБА.

Приведенные нормы нельзя признать хорошо обоснованными. Они скорее показывают пока достигнутые отечественной практикой лифтостроения результаты. Например, нормированные средние ускорения кабины не учитывают дополнительные ускорения ее за счет колебаний, которые зависят от привода лифта и динамической системы лифта и могут существенно их увеличивать особенно в неус-тановившихся режимах. Приведенное в ГОСТе предельное значение виброскорости кабины также не учитывает ее увеличения в неустановившихся режимах работы и никак не связаны с частотой вибрации.

В приведенных нормах совершенно отсутствуют показатели допустимого вибрационного воздействия от привода лифта на конструкцию шахты, а соответственно и на соседние с ней помещения.


Воздействие вибрации, передающееся на людей в основном через пол кабины лифта, может вызывать функциональные расстройства внутренних органов человека, ухудшать его зрение и самочувствие. Организм человека в разной степени реагирует на такие параметры колебаний как амплитуда, скорость, ускорение и скорость нарастания ускорений при различных частотах. На рис. 15.1 показано восприятие человеком вертикальных ускорений при различных частотах воздействий [16].

Из рис. 15.1 видно, что наиболее опасными для здоровья человека являются вертикальные колебания в области частот 4-8 Гц, когда в его теле возможно возникновение резонансных колебаний по его низкой собственной частоте. При этом коэффициент динамичности внешнего воздействия на человека от пола кабины может достигать КД=3,0. Вторая собственная частота колебаний человека в вертикальной плоскости обычно лежит в пределах 20-30Гц и коэффициент динамичности воздействия на человека уменьшается до ^ = 1,5.

Вибрации же от пола с частотой 40 Гц уже слабо воспринимаются телом человека. Длительное воздействие на человека вибраций более высоких - звуковых частот, т.е. шума кроме неприятных ощущений может проводить к появлению у человека спазм и невритов.

Следует отметить, что в последние годы большинство крупных лифтостроительных фирм особенно много работают над обеспечением снижения уровня вибрационного и шумового воздействия на пассажиров, создавая комфортные условия их перевозки и обеспечивая тем самым конкурентоспособность своих лифтов.

Эстетические свойства лифта определяются в основном дизайном купе кабины - ее отделкой, окраской, освещением, оформлением пульта управления, а также оформлением дверей кабины и шахты. В последнее время этим вопросам также уделяется большое внимание всеми производителями лифтов. Большинство фирм обычно предлагают покупателю для каждой модели лифта на выбор несколько вариантов оформления и отделки купе кабины и соответственно их стоимости.

Экологические свойства лифта в основном определяются степенью их вредного воздействия на пассажиров и людей, проживающих или работающих в здании, где установлены лифты. Кроме указанных выше вредных воздействий от вибрации и шума экологические свойства лифта определяются также загрязненностью, влажностью, скоростью движения и температурой воздуха в кабине лифта и в его машинном помещении.

Эти показатели пока не регламентированы для лифтов, однако им также уделяют серьезное внимание создатели лифтов, стремясь обеспечить комфортные условия для пассажиров и обслуживающего лифты персонала.

Обычно стремятся, чтобы температура в кабине лифта и в машинном помещении была в пределах 16-25°С, влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0,2 - 0,5 м/с.

 

Показатели качества лифтов

Рис. 15.1. Восприятие человеком вертикальных ускорений при различных

частотах воздействия (v в Гц):

1 - опасны для здоровья;

2 - сильно беспокоящие;

3 - беспокоящие;

4 - ощущаемые;

д - ускорение силы тяжести

Содержание