15.1.
Показатели качества лифтов
Качество лифтов - совокупность всех их свойств, удовлетворяющих
потребность в соответствии с назначением.
В соответствии с основными свойствами качество лифтов на различных уровнях
их создания и эксплуатации можно оценивать различными показателями:
единичными, характеризующими одно качество, комплексными, характеризующими
несколько качеств, определяющими, основными для оценки качества,
обобщенными, (комплексными и определяющими) и интегральными (наиболее
общими).
Основными (определяющими) показателями качества для лифтов являются:
экономичность, социальная приспособленность и надежность. Именно эти
основные качества предопределяют конкурентоспособность лифтов на мировом
рынке.
В качестве единичных показателей, характеризующих качество лифтов в процессе
их создания и оптимизации конструкции, часто используются:
Экономичность - один из наиболее определяющих и
интегральных показателей качества лифтов. Он характеризуется, в конечном
счете, стоимостью перевозки людей или грузов в конкретных условиях
эксплуатации лифта, при обеспечении всех требований (норм) безопасности,
комфортности и других требований по социальной приспособленности, а также
надежности. Экономичность определяется в первую очередь эксплуатационной
производительностью, надежностью, затратами ресурсов на покупку и
эксплуатацию лифта за весь срок службы.
Социальная приспособленность для лифтов, определяется возможностью
обеспечения ими безопасных и благоприятных (комфортных для пассажирских
лифтов) условий для перевозимых людей и труда работников, занятых их
обслуживанием, а также людей, находящихся в зданиях и сооружениях, где
установлены лифты.
Социальная приспособленность лифтов может быть
представлена в виде совокупности более простых свойств: эксплуатационной
безопасности, эргономических, эстетических и экологических.
Безопасность эксплуатации лифтов, особенно пассажирских, является
одним из основных показателей их качества и характеризуется способностью
лифта предотвращать возможность появления аварийных ситуаций. Она
определяется: динамическими и тормозными качествами привода; обеспеченностью
лифта необходимой сигнализацией, надежными приборами и автоматическими
устройствами безопасности и блокировки, предупреждающими и предотвращающими
возможность появления аварийных ситуаций; надежностью элементов конструкции,
разрушение которых или отказ могут привести к аварийной ситуации; наличием
автоматической или другой системы сигнализации и связи с диспетчером или
лифтером в случаях отказов в работе лифта.
Эргономические свойства лифта должны соответствовать гигиеническим условиям
жизнедеятельности людей перевозимых и обслуживающих лифт, а также людей
находящихся в зданиях, где они установлены. Это определяется в первую
очередь выполнением условий по обеспечению допустимых уровней: ускорений при
пуске и торможении лифта; уровней вибрации и шума в кабине лифта, в машинном
помещении, где установлен привод и станции управления, а также в соседних с
лифтами помещениях; освещенности кабины и пультов управления.
В соответствии с правилами ПУБЭЛ среднее ускорение кабины при
эксплуатационных режимах (без учета колебаний) должно быть не более 1,0 м/с2
для больничных лифтов и не более 2,0 м/с2 для всех остальных.
ГОСТ 220011-95 нормирует также вибрационные и шумовые показатели при работе
лифта, а именно: виброскорость пола кабины при установившемся движении не
должна превышать 0,06 • 10"2 м/с; уровень звука в кабине при установившемся
движении для жилых зданий должен быть не более 55дБА, а при открывании и
закрывании дверей не более бОдБА; корректированный уровень звуковой мощности
от привода лебедки в машинном помещении, например для лифтов
грузоподъемностью 320 - 630 кгс при скоростях до 1 м/с не более 73 дБА, а
при скоростях 1,4 - 1,6 м/с не более 78 дБА.
Приведенные нормы нельзя признать хорошо обоснованными. Они скорее
показывают пока достигнутые отечественной практикой лифтостроения
результаты. Например, нормированные средние ускорения кабины не учитывают
дополнительные ускорения ее за счет колебаний, которые зависят от привода
лифта и динамической системы лифта и могут существенно их увеличивать
особенно в неус-тановившихся режимах. Приведенное в ГОСТе предельное
значение виброскорости кабины также не учитывает ее увеличения в
неустановившихся режимах работы и никак не связаны с частотой вибрации.
В приведенных нормах совершенно отсутствуют показатели допустимого
вибрационного воздействия от привода лифта на конструкцию шахты, а
соответственно и на соседние с ней помещения.
Воздействие вибрации, передающееся на людей в основном через пол
кабины лифта, может вызывать функциональные расстройства внутренних
органов человека, ухудшать его зрение и самочувствие. Организм человека
в разной степени реагирует на такие параметры колебаний как амплитуда,
скорость, ускорение и скорость нарастания ускорений при различных
частотах. На рис. 15.1 показано восприятие человеком вертикальных
ускорений при различных частотах воздействий [16].
Из рис. 15.1 видно, что наиболее опасными для
здоровья человека являются вертикальные колебания в области частот 4-8
Гц, когда в его теле возможно возникновение резонансных колебаний по его
низкой собственной частоте. При этом коэффициент динамичности внешнего
воздействия на человека от пола кабины может достигать КД=3,0. Вторая
собственная частота колебаний человека в вертикальной плоскости обычно
лежит в пределах 20-30Гц и коэффициент динамичности воздействия на
человека уменьшается до ^ = 1,5.
Вибрации же от пола с частотой 40 Гц уже слабо воспринимаются телом
человека. Длительное воздействие на человека вибраций более высоких -
звуковых частот, т.е. шума кроме неприятных ощущений может проводить к
появлению у человека спазм и невритов.
Следует отметить, что в последние годы большинство крупных
лифтостроительных фирм особенно много работают над обеспечением снижения
уровня вибрационного и шумового воздействия на пассажиров, создавая
комфортные условия их перевозки и обеспечивая тем самым
конкурентоспособность своих лифтов.
Эстетические свойства лифта определяются в основном дизайном купе кабины
- ее отделкой, окраской, освещением, оформлением пульта управления, а
также оформлением дверей кабины и шахты. В последнее время этим вопросам
также уделяется большое внимание всеми производителями лифтов.
Большинство фирм обычно предлагают покупателю для каждой модели лифта на
выбор несколько вариантов оформления и отделки купе кабины и
соответственно их стоимости.
Экологические свойства лифта в основном определяются степенью их
вредного воздействия на пассажиров и людей, проживающих или работающих в
здании, где установлены лифты. Кроме указанных выше вредных воздействий
от вибрации и шума экологические свойства лифта определяются также
загрязненностью, влажностью, скоростью движения и температурой воздуха в
кабине лифта и в его машинном помещении.
Эти показатели пока не регламентированы для лифтов, однако им также
уделяют серьезное внимание создатели лифтов, стремясь обеспечить
комфортные условия для пассажиров и обслуживающего лифты персонала.
Обычно стремятся, чтобы температура в кабине лифта и в машинном
помещении была в пределах 16-25°С, влажность воздуха 40-60%, скорость
движения воздуха 0,2 - 0,5 м/с.
Рис. 15.1. Восприятие человеком вертикальных
ускорений при различных
частотах воздействия (v в Гц):
1 - опасны для здоровья;
2 - сильно беспокоящие;
3 - беспокоящие;
4 - ощущаемые;
д - ускорение силы тяжести
Содержание
- 1. Лифты (Волков Д. П.) - онлайн
- 2. Предисловие (лифты)
- 3. История развития лифтостроения
- 4. Современное состояние, тенденции и перспективы развития лифтостроения
- 5. Общие положения и определения классификации лифтов
- 6. Классификация лифтов
- 7. Кинематические схемы лифтов
- 8. Техническая характеристика лифтов
- 9. Общие требования к конструкции и параметрам лифтов
- 10. Устройство, компоновка и взаимодействие узлов лифта
- 11. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (ЛИФТОВ) ЗДАНИЙ ИСООРУЖЕНИЙ
- 12. Расчет производительности и необходимого числа лифтов
- 13. Размещение лифтов в зданиях и сооружениях
- 14. МЕХАНИЗМЫ ПОДЪЕМА ЛИФТОВ
- 15. Сравнительная характеристика лифтовых лебедок различного конструктивногоисполнения
- 16. Сравнительная характеристика лифтовых лебедок различного конструктивногоисполнения
- 17. Сравнительная характеристика лифтовых лебедок различного конструктивногоисполнения
- 18. Канаты и цепи лифтов
- 19. Барабаны, канатоведущие шкивы, блоки и контршкивы лифтов
- 20. Теория работы фрикционной передачи тягового усилия в лифтовых лебедках сКВШ
- 21. Редукторы лифтовых лебедок
- 22. Тормоза лифта
- 23. Тормоза лифта
- 24. Определение массы и уравновешивание подвижных частей МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМАлифта
- 25. Расчет механизма подъема лифта
- 26. КАБИНЫ ЛИФТА
- 27. Каркас кабины лифта
- 28. Конструкция пола и устройств контроля загрузки кабины лифта
- 29. Конструкция пола и устройств контроля загрузки кабины лифта
- 30. Канатные подвески лифтов
- 31. Канатные подвески лифтов
- 32. Направляющие башмаки лифтов
- 33. ПРОТИВОВЕСЫ ЛИФТА
- 34. Динамика нагрузки металлоконструкций каркаса в режимах подскока изатягивания противовеса лифта
- 35. ДВЕРИ КАБИНЫ И ШАХТЫ ЛИФТА
- 36. Конструкция и работа механизма привода автоматических дверей лифта
- 37. Раздвижные двери кабины лифта
- 38. Конструкция и работа механизма привода автоматических дверей лифта
- 39. Кинематика и расчет механизма привода автоматических раздвижных дверейлифта
- 40. Кинематика и расчет механизма привода автоматических раздвижных дверейлифта
- 41. Кривошипно-шатунный (рычажный) механизм привода автоматических дверейлифта
- 42. Кинематика и расчет механизма привода автоматических раздвижных дверейлифта
- 43. ЛИФТОВЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ
- 44. Конструкция и установка направляющих в шахте лифта
- 45. ЛИФТОВЫЕ ЛОВИТЕЛИ
- 46. Классификация лифтовых ловителей
- 47. Лифтовые улавливающие устройства их основные характеристики
- 48. Механизм привода лифтовых ловителей
- 49. Механизм привода лифтовых ловителей
- 50. Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей
- 51. Конструкция, устройство и принцип действия лифтовых ловителей
- 52. Расчет лифтовых ловителей
- 53. ЛИФТОВЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ
- 54. Классификация лифтовых ограничителей скорости
- 55. Конструкция и расчет лифтового ограничителя скорости центробежного типа СГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ
- 56. Конструкция и расчет ограничителя скорости с вертикальной осью вращения
- 57. ЛИФТОВЫЕ УПОРЫ И БУФЕРЫ
- 58. Конструкция и расчет лифтового пружинного буфера
- 59. Конструкция и расчет лифтового гидравлического буфера
- 60. ШАХТЫ, МАШИННЫЕ И БЛОЧНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
- 61. Лифтовые машинные и блочные помещения
- 62. ЭЛЕКТРОПРИВОД И АВТОМАТИКА ЛИФТОВ
- 63. Оптимальная диаграмма движения кабины лифта
- 64. Силы и моменты нагрузки электроприводов лифтов
- 65. Динамические режимы электроприводов лифтов
- 66. Нерегулируемый лифтовый привод с односкоростным и двухскоростнымДВИГАТЕЛЕМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
- 67. Регулируемый лифтовый привод переменного трехфазного тока
- 68. Регулируемый лифтовый привод переменного трехфазного тока
- 69. Регулируемый лифтовый привод постоянного тока
- 70. Общая характеристика систем управления лифтов
- 71. Лифтовые системы управления с контактной логикой
- 72. Лифтовые системы управления с бесконтактной логикой
- 73. Системы управления лифтами на базе микропроцессорной техники
- 74. МОНТАЖ ЛИФТОВ
- 75. Подготовка и организация монтажных лифтовых работ
- 76. Приемка и подготовка строительной части к монтажу лифта
- 77. Последовательность выполнения операций при монтаже лифта
- 78. Доставка лифтового оборудования к месту монтажа
- 79. Особенности монтажа оборудования при замене и модернизации лифтов
- 80. Определение координат установки оборудования лифта в шахте
- 81. Грузоподъемное и такелажное оборудование для монтажа лифтов
- 82. Механизированный инструмент, применяемый на монтаже лифтов
- 83. МОНТАЖ ЛИФТОВОЙ ШАХТЫ
- 84. Монтаж шахты лифта с металлическим каркасом
- 85. Монтаж лифтовой шахты из тюбингов
- 86. Способы крепления узлов и деталей оборудования лифта к строительнымконструкциям шахты и машинного помещения
- 87. Установка кронштейнов крепления направляющих кабины и противовеса лифта
- 88. Монтаж направляющих кабины и противовеса лифта
- 89. Монтаж направляющих кабины и противовеса лифта
- 90. Монтаж направляющих кабины и противовеса лифта
- 91. Монтаж направляющих кабины и противовеса лифта
- 92. Монтаж дверей шахты лифта
- 93. Монтаж дверей шахты лифта
- 94. Монтаж дверей шахты лифта
- 95. Монтаж дверей шахты лифта
- 96. Монтаж обрамлений дверных проемов лифтов
- 97. Монтаж оборудования приямка лифта
- 98. Монтаж противовеса лифта
- 99. Монтаж кабины лифта
- 100. Монтаж кабины лифта
- 101. Монтаж кабины лифта
- 102. Монтаж кабины лифта
- 103. Монтаж кабины лифта
- 104. Монтаж лифтовых лебедок и отводных блоков
- 105. Монтаж лифтовых лебедок и отводных блоков
- 106. Монтаж ограничителя скорости лифта
- 107. Навеска тяговых канатов лифта
- 108. Монтаж компенсирующих канатов и уравновешивающих цепей лифта
- 109. Монтаж электроаппаратуры лифта
- 110. Монтаж электроаппаратуры лифта
- 111. Монтаж электропроводки и кабелей лифтов
- 112. Монтаж электропроводки и кабелей лифтов
- 113. Монтаж электропроводки и кабелей лифтов
- 114. Монтаж электропроводки и кабелей лифтов
- 115. Монтаж электропроводки и кабелей лифтов
- 116. Устройство заземления (зануления) лифтовой установки
- 117. Замер сопротивления изоляции электрических цепей лифта
- 118. Наладка и сдача лифта в эксплуатацию
- 119. Опробование лифта
- 120. Опробование лифта
- 121. Регулировка оборудования лифта
- 122. Наладка лифтов. Наладочные работы
- 123. Обкатка и сдача лифта в эксплуатацию
- 124. Техника безопасности при монтаже лифтов
- 125. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЛИФТОВ
- 126. Текущий и технический надзор за работой лифтов
- 127. Работоспособность лифтов
- 128. Структура службы эксплуатации лифтов
- 129. Структура службы эксплуатации лифтов
- 130. Структура службы эксплуатации лифтов
- 131. Приемка лифтового оборудования в эксплуатацию
- 132. Статические и динамические испытания лифтов
- 133. Порядок и содержание работы по проверке уровня технического состояниялифта
- 134. Порядок и содержание работы по проверке уровня технического состояниялифта
- 135. Порядок и содержание работы по проверке уровня технического состояниялифта
- 136. Порядок и содержание работы по проверке уровня технического состояниялифта
- 137. Система мониторинга технического состояния лифтов на основедиспетчеризации
- 138. Периодичность и содержание технического обслуживания иремонтно-профилактических работ
- 139. Периодичность и содержание технического обслуживания иремонтно-профилактических работ
- 140. Периодичность и содержание технического обслуживания иремонтно-профилактических работ
- 141. Полугодовой текущий ремонт ТР-6 пассажирских и грузопассажирских лифтов савтоматическим приводом дверей
- 142. Аварийный ремонт лифтов
- 143. Капитальный ремонт лифтов
- 144. Модернизация лифтов
- 145. Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта
- 146. Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта
- 147. Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта
- 148. Смазочные материалы и смазка деталей и узлов лифта
- 149. Инструментальные испытания лифтового оборудования
- 150. Методологическая основа инструментальных испытаний лифтов
- 151. Электрические первичные преобразователи лифтов
- 152. Пьезоэлектрические преобразователи лифтов
- 153. Резисторные преобразователи лифта
- 154. Монтаж тензорезисторов лифта
- 155. Импульсные преобразователи лифта
- 156. Лифтовые измерительные цепи
- 157. Лифтовая мостовая измерительная цепь
- 158. Лифтовые измерительные цепи
- 159. Лифтовые регистрирующие устройства
- 160. Лифтовые самопишущие приборы
- 161. Лифтовые светолучевые осциллографы
- 162. Магнитографы лифтовые
- 163. Функциональные (заводские) испытания лифтов
- 164. Испытания узлов лифта
- 165. Сертификационные испытания лифта
- 166. Диагностирование лифтов
- 167. Прогнозирование остаточного ресурса лифтов
- 168. КАЧЕСТВО И СЕРТИФИКАЦИЯ ЛИФТОВ
- 169. Показатели качества лифтов
- 170. Надежность лифтов
- 171. Динамика, вибрации и шум лифтов
- 172. Оценка основных частот колебаний лифтов
- 173. Вынужденные колебания лифтов
- 174. Оценка долговечности и сроков службы лифтов
- 175. Оценка долговечности элементов лифта по износу
- 176. Оценка долговечности деталей лифта по износу
- 177. Системы качества и сертификации лифтов
- 178. Сертификация лифтов
- 179. ЛИТЕРАТУРА (лифты)
- 180. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МОСЛИФ
- 181. АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА РУСЬЛИФТ
- 182. Открытое акционерное общество Карачаровский механический завод
- 183. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
- 184. АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ МОСЛИФТМОНТАЖ
- 185. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ООО ПРЕДПРИЯТИЕ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР КОЛИС
- 186. ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ПО НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЭСКАЛАТОРОВ ИЛИФТОВ
- 187. Предприятие ПОДЪЕМ Р О D Y О М
- 188. НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА ЛИФТМОНТАЖ
- 189. Народная фирма Электропровод
- 190. ИКЦ ИНЖТЕХЛИФТ
- 191. СОДЕРЖАНИЕ Лифты (Волков Д. П.)