Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

14.3.

Система мониторинга технического состояния лифтов на основе диспетчеризации



Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов допускается несколько форм организации мероприятий по текущему надзору за работой лифтов. Можно использовать лифтеров, лифтеров-обходчиков, проводников или диспетчеризацию группы обслуживаемых лифтов. Последняя форма обычно экономически оправдана для группы состоящей от десяти до нескольких десятков лифтов.

Решение об оборудовании лифтов диспетчерским контролем принимается владельцем, если обслуживание лифтов осуществляется его персоналом.

Если обслуживание проводится специализированной организацией, то необходимость диспетчерского контроля принимается на основе представления этой организации. Проект диспетчеризации разрабатывается специализированной организацией, имеющей разрешение Госгортехнадзора на их выполнение.

Диспетчерский контроль за работой лифта должен обеспечивать: световую и звуковую сигнализации из кабины и машинного помещения о вызове оператора на двустороннюю переговорную связь; двустороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом, кабиной лифта и машинным помещением; световую сигнализацию о наличии в кабине пассажира для пассажирских лифтов с ручным закрыванием дверей кабины; световую или звуковую сигнализацию о нажатии кнопки «Стоп» в кабине пассажирского лифта жилого здания; световую сигнализацию об открытии дверей шахты, машинного и блочного помещений, об отпирании дверей; перегородки кабины лифтов, оборудованных такой дверью в соответствии с п.3.6 ПУБЭЛ.

Световая сигнализация об открытии дверей шахты и наличии пассажира в кабине может включаться одновременно с открытием дверей и входом пассажира в кабину или с задержкой по времени, до четырех минут. В диспетчерском пункте может быть предусмотрена и другая сигнализация, связанная с контролем за работой лифта. Дистанционное включение лифтов с диспетчерского пункта запрещается в целях безопасности.

Со времени появления первой диспетчерской системы во второй половине пятидесятых годов, технические средства, используемые для постоянного отслеживания работы лифта непрерывно изменялись. Изменения вводились по мере развития техники, обеспечивающей передачу сигналов, изменении конструкции лифтов и накопления опыта в работе диспетчерских систем.

В начале периода диспетчеризации лифтов на пульт для диспетчера выводилось до десяти световых сигналов. Требовалось контролировать постоянно в течение всего времени работы лифта: загруженность кабины, закрытие дверей шахты и кабины, ее движение, направление движения. Подавался аварийный сигнал при посадке на ловители, обрыве фазы. Диспетчер с пульта вызывал лифт вниз и мог нажатием на кнопку «Стоп» остановить кабину по своему усмотрению.

Такая система требовала большого внимания от диспетчера, поэтому существовали ограничения по количеству лифтов, подключаемых на один пульт (не более двенадцати лифтов).

Со временем количество обязательных сигналов сократилось до трех, что позволило упростить и удешевить используемую для передачи сигналов технику, а также повысить количество лифтов подключаемых на один пульт. Так в объединенных диспетчерских системах на один пульт подключается несколько десятков лифтов.

В качестве технических средств при устройстве диспетчерской системы текущего надзора за работой лифтов используются элементы громкоговорящей связи, световой и звуковой сигнализации.

В помещении, приспособленном для круглосуточной работы двух операторов, устанавливается пульт световой и звуковой сигнализации. Там же располагается выпрямительное устройство, аппараты защиты электроцепей, комплект радиоусилителей, микрофон, динамик, ключи управления, магнитофон записи переговоров диспетчера.

На каждом лифте, подключаемом к пульту, устанавливается в кабине микрофон и динамик. В качестве датчиков, требуемых сигналов, для передачи на пульт могут использоваться электрические контакты реле, например реле времени, расположенных в машинном помещении, специально установленные дополнительные контакты, например, для контроля закрытия дверей машинного помещения. Используются в качестве датчиков и свободные контакты электроаппаратов, предусмотренные схемой управления лифтом, например, подпольного контакта кабины.

Для передачи сигналов с лифта на пульт используются кабельные линии, прокладываемые либо по зданию в защитных оболочках, либо в подземных каналах, либо по воздуху с применением канатных опор.

Особое внимание уделяется проводам, по которым передается слабый сигнал от микрофона, установленного на лифте (например в кабине). Они могут потребовать экрана, защищающего от помех. При большой протяженности линий, устанавливаются промежуточные усилители сигнала микрофона. Блок-схема реализации диспетчерского контроля за работой лифтов представлена на рис. 14.6.

Система мониторинга технического состояния лифтов на основедиспетчеризации

Рис. 14.6. Блок-схема реализации диспетчерской системы текущего надзора за работой лифтов

Содержание