Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

ПРЕДИСЛОВИЕ -

Безопасная эксплуатация лифтов

Быстрый рост городов, увеличение ценности земли являются причиной устойчивой тенденции роста этажности городской, а в ряде случаев и сельской застройки.

По мере увеличения этажности зданий возрастают и требования к качеству изготовления, монтажа лифтов и к их эксплуатации, которые приобретают решающее значение для нормального функционирования зданий. В связи с ростом этажности промышленных, торговых, курортно-лечебных и других зданий резко возрастает значение вертикального транспорта, и в первую очередь лифтов, в деятельности человека. Десятки миллионов людей ежедневно пользуются лифтами. Лифты подают уголь в бункеры котельных, чугун к вагранкам литейных цехов, перевозят рулоны бумаги в типографиях, продукты, товары, поднимают автомобили в многоэтажных гаражах, перевозят пассажиров и грузы на судах речного и морского флота, поднимают туристов на вышки. Широко применяются лифты и в современных воздушных лайнерах.

Впервые о лифте писал римский архитектор Ветрувий, ссылавшийся, в свою очередь, на Архимеда, который построил подъемный аппарат, вероятно, еще в 236 г. до н. э. Более поздние упоминания о лифтах с кабиной, подвешенной на канате и приводимой в движение вручную или силой животных, датируются серединой VI в. (лифты Синайского монастыря в Египте), первой четвертью XIII в. (во Франции) и XVII в. (лифт Виндзорского замка в Англии, «Летающий стул» Велейера в одном из парижских дворцов).

В XVIII в. пассажирские лифты начали применяться в России (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъемный стол и кресло в Петродворцовском Эрмитаже), о которых поэт И. М. Долгорукий писал:

«Пустыни нет уж для каприза,

В которой множеством пружин Могли наверх подняться снизу Без лестниц гость и господин И молча требовать оттуда В звонок на стол различны блюда».

В 1795 г. И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъемных и спускных кресел) для Зимнего Дворца. В 1816 г. лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское. В середине XIX в. лифты появились в США (лифт Г. Устермена).

В 1853 г. в Соединенных Штатах Америки изобрели «ловящее» устройство. Это устройство заклинивало кабину в направляющих при превышении номинальной скорости. Первое «ловящее» устройство срабатывало только при свободном падении (обрыве канатов). В этот период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной, а подъемные канаты наматывались и сматывались с барабана. В 1867 г. появились гидравлические лифты, которые имели ряд преимуществ по сравнению с канатными.

На этих лифтах удалось достичь высокой скорости движения кабины —

до 3,5 м/с, но из-за значительной первоначальной стоимости и эксплуатационных

расходов пришлось отказаться от них. В 1878 г. впервые был изобретен ограни-читель, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости.

В 1880 г. в Германии появился первый электрический лифт Сименса с реечным механизмом подъема.

К началу XX в. электрические лифты получили широкое распространение, постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов.

Серьезным толчком к развитию лифтов и расширению областей их применения послужило появление в конце XIX столетия лебедок с канатоведущими шкивами, в которых подъемное усилие создается за счет трения между канатом и ручьем шкива. Такое устройство тягового органа обеспечивало высокую степень безопасности пользования лифтами. С 1904 г. широкое распространение получили лебедки с двойным обхватом канатоведущих шкивов, позволившие производить подъем лифтов практически на неограниченную высоту. После первой мировой войны начали применять лебедки с одинарным обхватом канатоведущих шкивов. Такой тип лебедок широко применяется и в настоящее время.

В нашей стране лифтостроение развивалось лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, когда наряду с грузовыми и пассажирскими лифтами общего назначения стали изготовляться лифты специальных типов. В конце 40-х годон в нашей стране было освоено серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения н скоростных. В 1955 и 1956 гг. ВНИИПТМАШ совместно с трестом Союзлифт создали типовой ряд конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий грузоподъемностью от 350 до 1000 кг, типовой ряд грузовых лифтов грузоподъемностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт грузоподъемностью 500 кг. Наибольшее развитие отечественное лифтостроение получило в 1963 г., когда было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам.

ЦПКБ по лифтам в 1966—1967 гг. разработало с учетом рекомендаций Постоянной комиссии СЭВ по стандартизации новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями.

Предусмотренные в государственных стандартах типоразмеры лифтов позволили решить проблему вертикального транспорта для различных архитектурно-планировочных вариантов зданий не только в СССР, но и в странах, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи.

Новые модели лифтов полностью соответствуют требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора СССР.

С увеличением комфортности лифтов, повышением их надежности и безопасности, расширением их номенклатуры, естественно, повысилась сложность конструктивных решений отдельных механических и электрических узлов и, как следствие, повысился объем знаний, которыми должен обладать персонал, осуществляющий техническую эксплуатацию лифтов.

В настоящей книге рассматриваются основные требования к безопасной эксплуатации лифтов, технические требования к основным узлам, приводятся наиболее прогрессивные конструктивные решения, обеспечивающие безопасность пользования лифтами.

Содержание