Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИФТАХ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИФТОВ



Лифтом называется транспортное устройство, предназначенное для подъема и спуска людей или грузов с одного уровня на другой. Кабина лифта перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных площадках запираемыми дверями.

По назначению лифты различают: пассажирские для транспортирования людей; грузопассажирские для транспортировки грузов и людей; больничные для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Допускается использовать больничный лифт для подъема и спуска пассажиров в сопровождении проводника;

грузовые с проводником для транспортировки груза и лиц, сопровождающих его. По согласованию с органами технадзора в этих лифтах можно перевозить людей в сопровождении проводника, однако одновременная перевозка груза и людей не допускается; грузовые без проводника для транспортировки только грузов; грузовые малые — грузовые без проводника грузоподъемностью до 160 кг, у которых площадь пола кабины не превышает 0,9 м2, а высота кабины не более 1 м.

По конструкции грузовые лифты могут быть: выжимными, у которых над шахтой нет машинного (блочного) помещения, а кабина (платформа) приводится в движение силой, действующей снизу;

тротуарными (лифты выжимные), кабина (платформа) которых выходит из шахты на уровень верхней погрузочной площадки. Подъем и спуск людей в таких лифтах не разрешается; с грузовыми с монорельсом, встроенным в кабине;

грузовыми (малые магазинные), которые устанавливают в зданиях магазинов для подъема и спуска грузов (товаров) под прилавок.

По конструкции привода различают лифты с барабанными лебедками и лифты с лебедками, оборудованными канатоведущими шкивами.

 Лифты с барабанными лебедками имеют жесткие соединения кабины и противовеса с барабаном. При движении кабины вверх происходит наматывание на барабан канатов кабины и сматывание

с него канатов противовеса. Основной недостаток лифтов этого типа — большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты подъема и числа несущих канатов, а также необходимость применения различных барабанов для лифтов одной и той же грузоподъемности, но отличающихся высотой подъема.

Лифты с канатоведущими шкивами не имеют жесткого соединения кабины и противовеса с канатоведущим шкивом. Тяговое усилие в канатах этих лифтов создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Малые габариты лебедок,  простота конструкции, большая безопасность работы выгодно отличают лифты этого типа от лифтов с барабанными лебедками, поэтому , лифты с канатоведущими шкивами в настоящее время почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИФТОВ

Нижнее расположение привода обеспечивает установку привода на фундамент, что снижает шум от привода, распространяемый по зданию. Удобно ремонтировать привод при таком расположении, так как исключается подъем тяжелых узлов на значительную высоту. Однако нижнее расположение привода вызывает повышение нагрузок на шахту, увеличение длины канатов, установку дополнительных отклоняющих блоков и т. д. Поэтому привод располагают внизу только в том случае, когда невозможно машинное помещение разместить над шахтой В связи с тем, что подобные случаи встречаются в исключительных случаях, государственные стандарты не предусматривают нижнего расположения машинного помещения.

Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната и, следовательно, увеличивает его срок службы, длина же каната уменьшается в 2—3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается к. п. д. лифтовой установки.

По скорости движения кабин пассажирские лифты подразделяются на обычные со скоростью до 1,4 м/с и скоростные — 2 м/с и более. Грузовые лифты охватывают диапазон номинальных скоростей от 0,15 до 0,5 м/с. При этом большая часть лифтов обладает скоростью 0,5 м/с и только некоторые грузовые лифты имеют пониженные скорости (тротуарные — 0,15 м/с, малые магазинные и общего назначения грузоподъемностью 5000 кг — 0,25 м/с).

Максимальное ускорение (замедление) движения кабины при пуске и замедлении при нормальной остановке не должно превышать для всех лифтов, кроме больничного, 2 м/с2, а для больничного — 1 м/с2. Максимальная величина замедления при остановке кнопкой «стоп» не должна превышать для всех лифтов 3 м/с2, за исключением лифтов грузоподъемностью 1000 кг со скоростью 4 м/с2, где допускается замедление 5 м/с2. Максимальная величина замедления при посадке кабины, а также противовеса на ловители или на буфера не должна превышать 25 м/с2, превышение этой величины допускается, если длительность превышения не более 0,04 с.

Точность остановки кабины на уровне этажной площадки должна выдерживаться: для грузовых лифтов, загруженных посредством напольного транспорта, а также для больничных ± 15 мм, для остальных лифтов ±50 мм.

При загрузке кабины или при ее разгрузке эти величины могут меняться за счет вытяжки канатов и амортизационных устройств подвесок.

Достаточно точная остановка может быть получена простым механическим торможением или применением сложных систем электропривода. Первый способ наиболее прост, но он может быть применен только при небольшой скорости лифта к началу торможения. Это объясняется тем, что электромагнитные тормоза лифтов обладают постоянным тормозным моментом вследствие того, что тормозные колодки прижимаются пружинами или грузами к шкиву с постоянным усилием независимо от величины полезной нагрузки в кабине.

Поскольку инерция подвижных частей лифта изменяется в зависимости от полезной нагрузки, а торможение начинается в определенной точке при подходе к этажной площадке, то, например, опускающаяся вниз порожняя кабина остановится быстрее, чем груженая, проходя при этом различные пути торможения. При подъеме груженая кабина останавливается быстрее, чем порожняя, отклоняясь на соответствующую величину от уровня пола этажной площадки.

Так как величина допускаемых ускорений при торможении лифта ограничена, то с ростом номинальных скоростей лифтов увеличиваются пути торможения, а следовательно, уменьшается точность остановки.

Для остановки кабины с точностью К = ± 10 мм при ускорении (замедлении) 1,5 м/с2 необходимо, чтобы к моменту наложения тормоза скорость составляла не более 0,15 м/с; для К = ±50 мм скорость движения кабины должна быть не более 0,5 м/с, а при торможении кабины, идущей со скоростью 0,8 м/с, и при том же ускорении К = ± 120 — 150 мм.

Увеличение скорости лифта часто ограничивается требуемой точностью остановки кабины. Если необходимо получить высокую точность остановки, применяют двухскоростные лебедки, при которых механизм подъема на определенном расстоянии до места остановки переключается на меньшую скорость, а затем на пониженной

скорости отключают электродвигатель и кабину останавливают тормозом.

Две ступени скорости получают, применяя двухскоростной двигатель или механизм (микропривод) с двумя электродвигателями.

В лифтах со скоростью кабины от 2 м/с и выше применяют без-редукторный привод с тихоходным двигателем постоянного тока, число оборотов которого регулируется в широких пределах, обеспечивая требуемую точность остановки кабины самим двигателем.

По условиям эксплуатации лифтов особое место занимают специальные лифты, предназначенные для работы в определенных условиях (взрывоопасная среда, низкие или высокие температуры и т. д.).

Содержание