Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

2.4.


Направляющие башмаки кабины лифта

 Направляющие башмаки (далее — башмаки) предназначены для фиксации в горизонтальном положении кабины и противовеса. Применение башмаков позволяет поддерживать неизменность расстояний между подвижными и неподвижными частями лифта.

Рассмотрим некоторые требования ПУБЭЛ к башмакам.

1. Кабина (противовес) должна быть оборудована башмаками, которые не выходят из направляющих как при рабочем режиме лифта, так и при его испытаниях.

2. При применении башмаков, у которых рабочие поверхности могут перемещаться относительно кабины (противовеса) за счет деформации упругих элементов, должны быть предусмотрены дополнительные жесткие контрольные башмаки.

3. В случае применения башмаков с изнашиваемой рабочей поверхностью должно быть исключено самопроизвольное включение ловителей при предельно допустимом износе рабочей поверхности башмака.

При расположении центра тяжести груженой или порожней кабины на одной вертикальной линии с центром ее подвески башмаки не воспринимают никаких нагрузок. Это же происходит при совпадении в вертикальной плоскости центра подвески противовеса с его центром тяжести. Такое идеальное совпадение исключено, поэтому башмаки и направляющие испытывают соответствующие нагрузки.

Башмаки охватывают рабочую часть направляющей с трех сторон. Устанавливаются они с обеих сторон на верхней и нижней балках кабины и противовеса.

На лифтах применяют два типа башмаков: скользящие (рис. 2.43) и роликовые (рис. 2.44).

На рис. 2.43, а представлена конструкция жестких скользящих башмаков, которые применяют только на грузовых лифтах с малыми скоростями и при небольших высотах подъема.

На современных отечественных лифтах, номинальная скорость движения кабины которых не превышает 1,6 м/с, применяют саоустанавливающиеся скользящие башмаки с капроновыми вкладышами (рис. 2.43, б). В их состав входит корпус 1, в основании которого имеются четыре продолговатых отверстия. С помощью этих отверстий, смещая корпус башмака вдоль верхней балки каркаса кабины, регулируют положение кабины относительно направляющих. Рабочей частью башмака является капроновый вкладыш 4, который размещают в кольцевом пазу прямоугольного сечения, проточенном в корпусе башмака. В аналогичный паз корпуса 1 устанавливают часть резинового полукольца 2, вторая часть которого находится в прямоугольной проточке капронового вкладыша 4. Сверху вкладыш и полукольцо фиксируются крышкой 3. Изменение положения направляющей в вертикальной и горизонтальной плоскостях компенсируется деформацией резинового полукольца 2, с

возможным проворотом капронового вкладыша 4 относительно продольной оси направляющей.

По окончании монтажа лифта в скользящие башмаки устанавливают чугунные вкладыши, которые после приработки направляющих заменяют на капроновые.

Между скользящими башмаками кабины и прижимом направляющей оставляют зазор не менее 10 мм. Величина суммарного бокового зазора между вкладышем башмака кабины и направляющей должна быть не более 3 мм, а суммарного торцевого (по штихмасу) — не более 4 мм.

У противовеса суммарный боковой зазор между вкладышами башмаков и направляющими должен быть не более 4 мм, а суммарный торцевой (по штихмасу) — не более 8 мм.

Направляющие башмаки кабины лифта

Рис. 2.43. Скользящие башмаки:
а — жесткий; б — самоустанавливающийся с капроновыми вкладышами: 1 — корпус; 2 — резиновое полукольцо; 3 — крышка; 4 — капроновый вкладыш

Направляющие башмаки кабины лифта

Рис. 2.44. Роликовые башмаки:
1,2 — соответственно торцевой и боковой ролики; 3 — подшипник качения;
4, 7 — оси; 5 — гайка; 6 — пружина; 8 — плита; 9 — двуплечий рычаг; 10 — шпилька; 11 — регулировочный винт

На трение скольжения башмаков о направляющую затрачивается значительная энергия. Во избежание этого применяют роликовые башмаки (см. рис. 2.44), устанавливаемые обычно на лифтах, скорость движения кабины которых превышает 2 м/с. В роликовых башмаках вместо трения скольжения присутствует трение качения, на преодоление которого затрачивается меньше энергии.

Наиболее распространенная конструкция роликового башмака включает в себя один торцевой 1 и два боковых ролика 2, охватывающих направляющую с трех сторон. Ролики вращаются на подшипниках качения 3, установленных на осях 4, жестко закрепленных в подвижных двуплечих рычагах 9. Двуплечие рычаги 9 установлены на осях 7, которые вставлены в приливы на плите 8. Сама плита жестко устанавливается на верхней балке кабины или противовеса.

К направляющим ролики прижимаются с помощью надетой на шпильку 10 пружины 6. Одним своим концом она упирается в фасонную шайбу, зафиксированную на шпильке гайкой 5, а другим — в плечо рычага 9. Поворот рычага в противоположную  сторону ограничивается регулировочным винтом 11.

Усилие, с которым ролики прижимаются к направляющим, регулируется с помощью гайки 5. При навинчивании гайки на шпильку пружина сжимается и ролик сильнее прижимается к направляющей; при отпускании гайки пружина распрямляется и ролик отходит от направляющей.

С целью уменьшения уровня шума от контакта ролика с направляющей на его обод надевают резиновое или пластмассовое кольцо. Диаметр роликов выбирают в пределах 150...200 мм при ширине обода 25...45 мм.

Помимо этой конструкции применяют башмаки, ролики которых свободно вращаются на осях, жестко закрепленных относительно корпуса. Оси выполнены с эксцентриками, поворачивая которые регулируют зазор между роликом и направляющей.

При скорости движения кабины более 4 м/с роликовые башмаки могут оборудоваться гидравлическими амортизаторами.

Содержание