Глава 10
АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ЛИФТОВ
Лифтовой электродвигатель предназначается для создания необходимого
вращающего или тормозного момента на червячном валу редуктора
На лифтах со скоростью движения кабины до 1 м/с устанавливаются
асинхронные электродвигатели как наиболее простые по устройству,
надежные в работе и не требующие особого ухода при эксплуатации На рис
96, о показан асинхронный электродвигатель в разобранном виде
Статор 3 электродвигателя состоит из чугунного корпуса, внутри которого
размещен цилиндрической формы магнитопровод, набранный из листов
электротехнической стали Для уменьшения потерь и нагрева эти листы
изолируются друг от друга лаковыми
или другими изолирующими прослойками По всей длине магнитопровода под определенным углом к образующей цилиндрической поверхности его устраиваются пазы, в которые укладываются секции статорной обмотки, состоящие из медных изолированных проводов.
Рис. 96 Асинхронный электродвигатель
В зависимости от требуемой частоты вращения ротора эта обмотка должна
образовывать определенное число пар полюсов Выводы от катушек статорной
обмотки выводятся на клеммный щиток (рис 96, б, в), к которому
присоединяются провода электрической сети
Ротор 5 асинхронного электродвигателя имеет цилиндрическую форму и
состоит из магнитопровода, жестко укрепленного на валу электродвигателя
и обмотки Цилиндрический магнитопровод ротора, так же как и
магнитопровод статора, набран из изолированных друг от друга листов
электротехнической стали. Вдоль всего магнитопровода по всей его
поверхности устроены пазы, в которые укладывается роторная обмотка Ротор
вращается в опорных подшипниках качения или скольжения, установленных в
гнездах передней 1 и задней 4 крышек
По конструкции асинхронные электродвигатели различают с короткозамкнутым
и фазовым ротором В электродвигателях первого типа роторная обмотка
выполнена в виде беличьего колеса Образующие ее прутья из цветного
металла уложены в пазы магнитопровода ротора и с обеих торцовых сторон
закорочены В электродвигателях второго типа в пазы магнитопровода ротора
уложены секции такой же, как у статора, обмотки. Три вывода от этой
обмотки присоединяются к бронзовым кольцам, укрепленным на валу ротора и
изолированным от него и друг от друга Посредством этих колец и
меднографитных щеток осуществляется ввод в роторную цепь добавочного
сопротивления для того, чтобы сделать пуск электродвигателя плавным Если
статорную обмотку асинхронного электродвигателя присоединить к
1рехфазной электрической сети, то в каждой из составляющих ее катушек
возникнут токи, смещенные относительно друг друга на угол 120°. Секции
обмотки расположены по окружности статора по определенному закону,
поэтому токи этих катушек создадут в зазоре между ротором и статором
вращающееся и пульсирующее с частотой питающего тока электромагнитное
поле Это поле индуктирует в цепи роторной обмотки э д с, а так как эта
обмотка замкнута, то под действием э д с в ней возникает электрический
ток, который создаст в зазоре между ротором и статором электромагнитное
поле ротора Взаимодействие существующих в зазоре между ротором и
статором двух электромагнитных полей приводит к возникновению
вращательного усилия, под действием которого неподвижный ротор начинает
вращаться.
Частота вращения электромагнитного поля, созданного током статорной
обмотки, зависит от частоты изменения питающего тока (F)
и от числа пар полюсов обмотки (Р) и выражается зависимостью
Из указанной формулы видно, что изменение частоты
вращения электромагнитного поля, а следовательно, и частоты вращения
ротора электродвигателя, может быть произведено или изменением частоты
питающего тока или изменением числа пар полюсов Чем больше частота
питающего тока, тем выше частота вращения электромагнитного поля, и
наоборот чем меньше число пар полюсов, тем выше частота вращения
электромагнитного поля, и наоборот
Так как частота питающего промышленного тока неизменна (50 Гц), то
изменить частоту вращения электромагнитного поля можно изменением числа
пар полюсов статорной обмотки Асинхронные электродвигатели делятся на
двухскоростные и много скоростные
На рис 97, а изображена механическая характеристика двухскоростного
асинхронного электродвигателя Она характеризует частоту вращения ротора
в зависимости от величины и характера приложенной к нему нагрузки
Нагрузка бывает реактивная (тормозная) и активная (двигательная) На
механической характеристике по оси ординат (вверх) откладываются частота
вращения ротора, по оси абсцисс (вправо и влево от оси ординат)
откладываются моменты справа — реактивные, слева — активные Рассмотрим
механическую характеристику 1, не принимая во внимание вторую т е будем
рассматривать наш асинхронный электродвигатель как односкоростной
Точка з на оси абсцисс соответствует ветчине пускового момента Мнр
Пусковой момент— это момент, развиваемый электродвигателем при
неподвижном роторе и поданном на статорную обмотку напряжении
Точка и на оси абсцисс соответствует номинальному моменту Мнр, который
электродвигатель развивает при номинальной нагрузке Величина этого
момента должна быть всегда меньше пускового момента
Точка ж на механической характеристике соответствует критическому
моменту Мнр Момент критический — это максимальный момент, который может
развить электродвигатель в переходном процессе
Точка е на механической характеристике соответствует номинальной частоте
вращения ротора электродвигателя при номинальной нагрузке Мнр
Точка г на оси ординат соответствует частоте
вращения ротора электродвигателя на холостом ходу, которая зависит от
частоты вращения электромагнитного поля и равна ей.
Точка б на механической характеристике соответствует частоте вращения
ротора электродвигателя при наличии на его валу двигательного момента
Мнр. Как видно из рис. 97, о, частота вращения ротора электродвигателя в
этом режиме несколько больше; электродвигатель работает в режиме
генераторного торможения
Проследим разгон ротора электродвигателя при наличии на его валу
номинальной реактивной нагрузки (полностью загруженная кабина лифта
приготовлена для движения вверх или порожняя— для движения вниз). После
подачи напряжения на статорную обмотку ротор под действием пускового
момента Мп1 (см. рис. 97, а) приходит во вращение. На механической
характеристике видно, что с увеличением частоты вращения ротора
увеличивается вращающий момент электродвигателя и достигает критического
М„р (на механической характеристике он равен кж). При дальнейшем
увеличении частоты вращения ротора момент, развиваемый
электродвигателем, уменьшается. Разгон ротора прекратится, когда момент,
развиваемый электродвигателем, сравняется с реактивным моментом,
приложенным к его валу, т. е. электродвигатель будет работать с
номинальным моментом Мн и развивать частоту кд. Частота вращения ротора
будет в этом случае несколько ниже частоты вращения электромагнитного
поля (на механической характеристике точка е). Теперь частота вращения
электромагнитного поля относительно вращающегося ротора будет всего гд,
что составляет примерно 4—10% от синхронной частоты. При такой частоте
вращения электромагнитного поля статора относительно вращающегося ротора
в роторную цепь индуктируется э. д. с., достаточная для создания
номинального электрического тока и вращающего момента.
Если же к валу ротора приложить двигательную
нагрузку Мп а, то при разгоне ротор достигнет синхронной частоты, когда
частота вращения электромагнитного поля будет равна частоте вращения
ротора и в роторной цепи ток будет равен нулю, так как вращающееся
электромагнитное поле будет относительно вращающегося ротора
неподвижным. При дальнейшем разгоне ротора его частота вращения будет
выше частоты вращения электромагнитного поля и уже ротор будет
пересекать магнитные силовые линии вращающегося электромагнитного поля,
а это приведет к изменению направления электрического тока в роторной
цепи и к возникновению тормозного момента Мя а, электродвигатель
перейдет в режим генераторного торможения с отдачей электроэнергии в
электрическую сеть.
На механической характеристике асинхронного электродвигателя видно, что
частота вращения ротора может быть ниже, равна или выше синхронной.
Поэтому рассматриваемый электродвигатель называется асинхронным
(несинхронным). Разность между синхронной частотой и частотой вращения
ротора называется проскальзыванием частоты ротора относительно частоты
вращения электромагнитного поля.
Лифтовые электродвигатели могут работать как в
двигательном, так и в тормозном режимах. Электродвигатель работает в
двигательном режиме, если масса движущейся вверх кабины больше массы
противовеса или движущаяся вниз кабина легче противовеса
Электродвигатель работает на холостом ходу, если масса кабины с грузом
равна массе противовеса.
На механической характеристике (см. рис, 97, а) видно, что ее
прямолинейная часть от точки г до точки е располагается под некоторым
углом к оси ординат. Это значит, что на этом участке частота вращения
ротора при уменьшении или увеличении нагрузки на его валу находится в
обратно пропорциональной зависимости
Чем больше нагрузка, тем меньше частота, и наоборот. На прямолинейном
участке гб механической характеристики с увеличением активной нагрузки
частота вращения ротора электродвигателя увеличивается, а с уменьшением
ее частота вращения ротора уменьшается до синхронной.
Величина угла наклона прямолинейной механической характеристики к оси
ординат зависит от сопротивления роторной обмотки Чем больше это
сопротивление, тем больше угол, т, е. прямолинейная часть механической
характеристики становится положе, и наоборот. На рис. 97,6 изображены
четыре механические характеристики при разных величинах сопротивлений в
роторной цепи Изменение сопротивления роторной цепи влияет на наклон
прямолинейного участка механической характеристики, но не влияет на
величину критического момента Мкр. При этом с увеличением сопротивления
роторной цепи (до определенного значения) увеличивается пусковой момент.
Механическая характеристика III имеет наибольший пусковой момент, что
очень важно при разгоне ротора электродвигателя. Механическая
характеристика I называется естественной (это та характеристика, на
которой работает синхронный электродвигатель в нормальном режиме).
Характеристики II, III, IV — искусственные.
На рис 97, а показаны механические характеристики двухскоростного
электродвигателя. Характеристика I, на которой электродвигатель работает
на большой частоте и характеристика //, на которой электродвигатель
работает на малой частоте, имеют те же характерные точки, что и
рассмотренная выше механическая характеристика односкоростного
электродвигателя. Разгон ротора после присоединения статорной обмотки
большой частоты к электрической сети производится от п=0 до п = пв
(точка е), если приложенная к валу ротора нагрузка имеет реактивный
характер (тормозной), т. е. электродвигатель работает в двигательном
режиме, и до n = n-i (точка б), если приложенная к валу ротора нагрузка
активная.
Предположим, что к валу двухскоростного электродвигателя приложен момент
Мп р (см рис. 97, а). В этом случае ротор достигнет частоты, равной кд,
соответствующей на механической характеристике 1 точке е. С такой
частотой электродвигатель будет работать до снятия напряжения со
статорной обмотки. В момент переключения напряжения со статорной обмотки
большой частоты на статорную обмотку малой частота вращения ротора по
причине инертности вращающихся и движущихся частей лифта не может
измениться (уменьшиться) скачком. Скачком изменяется момент, развиваемый
электродвигателем, и изменится он от Мп р до Ма (точка н на механической
характеристике II). Частота вращения электромагнитного поля в момент
переключения уменьшилась скачком. Если до переключения частота вращения
электромагнитного поля была выше частоты вращения ротора и оно
обеспечивало наличие вращательного момента, то теперь частота вращения
электромагнитного поля оказалась в несколько раз меньше частоты вращения
ротора и ток, протекающий в роторной цепи, мгновенно изменил свое
направление на обратное, создавая тормозной момент. Под действием
тормозного момента, развиваемого электродвигателем, частота вращения
ротора интенсивно уменьшается, достигает синхронной (точка г\ на
механической характеристике II), электродвигатель переходит в
двигательный режим, частота уменьшается далее до тех пор, пока усилие,
приложенное к валу электродвигателя, не сравняется с усилием,
развиваемым электродвигателем. В установившемся режиме ротор вращается с
частотой кд и развивает двигательный момент, равный Мв р.
Предположим далее, что к валу двухскоростного электродвигателя приложен
Мея. В этом случае после подачи напряжения на статорную обмотку большой
частоты ротор достигнет частоты выше синхронной и электродвигатель будет
работать на механической характеристике в точке б при частоте вращения
ротора, равной кв, и развивать тормозной момент, равный Мна.
В момент переключения напряжения со статорной обмотки большой частоты на
статорную обмотку малой скачком изменяется тормозной момент от Мва до Ма.
Под действием тормозного момента, развиваемого электродвигателем,
частота вращения ротора интенсивно снижается и в конце переходного
процесса ротор станет вращаться с частотой кв1 и развивать тормозной
момент, равный кл.
Соотношения величин по1 и по2 зависят от соотношения числа пар полюсов
статорной обмотки.
Содержание
- 1. Ермишкин В. Г. Техническое обслуживание лифтов онлайн
- 2. МАШИННЫЕ, БЛОЧНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ШАХТЫ ЛИФТОВ
- 3. Техническое обслуживание лифтовых машинных, блочных помещений и шахт
- 4. Распашные двери шахты лифтов
- 5. Автоматические и неавтоматические замками лифтов
- 6. Автоматические и неавтоматические замками лифтов
- 7. Электромагнитная отводка лифта
- 8. Раздвижные двери шахты лифта
- 9. Раздвижные двери шахты лифта
- 10. Распашные двери кабины и блок-контакты притвора створок лифта
- 11. Раздвижные двери кабины и блок-контакты контроля притвора створок
- 12.
- 13. Автоматический привод дверей лифтов
- 14. Автоматический привод дверей лифтов
- 15. Автоматический привод дверей лифтов
- 16. Техническое обслуживание лифтов
- 17. Техническое обслуживание лифтов
- 18. Техническое обслуживание лифтов
- 19. Лифты с раздвижными дверями и автоматическим приводом
- 20. Лифты с раздвижными дверями и автоматическим приводом
- 21. Лифты с раздвижными дверями и автоматическим приводом
- 22. Замена автоматических и неавтоматических замков дверей шахты лифтов сраспашными дверями
- 23. Замена автоматических и неавтоматических замков дверей шахты лифтов сраздвижными дверями
- 24. Технический осмотр распашных дверей кабины лифта
- 25. Технический осмотр раздвижных дверей кабины лифта
- 26. Технический осмотр узлов привода дверей лифта
- 27. Технический осмотр узлов привода дверей лифта
- 28. Замена электродвигателя лифта
- 29. Лифтовые редукторы
- 30. Лифтовые редукторы
- 31. Лифтовые редукторы
- 32. Лифтовые редукторы
- 33. Лифтовые канатоведущие шкивы
- 34. Лифтовые канатоведущие шкивы
- 35. Технический осмотр редуктора и канатоведущего шкива лифта
- 36. Технический осмотр редуктора и канатоведущего шкива лифта
- 37. ТОРМОЗНЫЕ УСТРОЙСТВА ЛИФТОВ
- 38. Тормозные электромагниты лифтов
- 39. Тормозные электромагниты лифтов
- 40. Тормозные электромагниты лифтов
- 41. Лифтовые тормоза
- 42. Технический осмотр и регулировка лифтового тормозного устройства сдлинноходовым тормозным электромагнитом КМТД-102
- 43. Ремонт лифтового тормоза тормозного устройства с длинноходовымэлектромагнитом КМТД-102
- 44. Особенности эксплуатации лифтовых тормозных устройств завода ЭМ ИЗ
- 45. Особенности эксплуатации лифтовых тормозных устройств с короткоходовымитормозными электромагнитами МП-201
- 46. ЛИФТОВЫЕ КАНАТЫ
- 47. ЛИФТОВЫЕ КАНАТЫ
- 48. ЛИФТОВЫЕ КАНАТЫ
- 49. ЛИФТОВЫЕ КАНАТЫ
- 50. Лифтовые подвески
- 51. Лифтовые подвески
- 52. Лифтовые подвески
- 53. Техническое обслуживание лифтовых канатов и подвесок
- 54. Технический осмотр лифтовых тяговых канатов
- 55. Технический осмотр лифтовых тяговых канатов
- 56. Технический осмотр лифтовых тяговых канатов
- 57. Технический осмотр лифтовых тяговых канатов
- 58. Технический осмотр лифтовых тяговых канатов
- 59. Замена лифтовых тяговых канатов при верхнем расположении машинногопомещения
- 60. Замена лифтовых тяговых канатов при верхнем расположении машинногопомещения
- 61. Лифтовые кабины
- 62. Лифтовые кабины
- 63. Лифтовые кабины
- 64. Подвижный пол кабины лифта
- 65. Противовес лифта
- 66. Направляющие для кабины лифта
- 67. Направляющие для кабины лифта
- 68. Технический осмотр кабины и противовеса, направляющих кабины ипротивовеса лифта
- 69. Технический осмотр купе и каркас кабины лифта
- 70. Технический осмотр противовеса лифта
- 71. Технический осмотр направляющих кабины и противовеса лифта
- 72. Технический осмотр и регулировка башмаков кабин лифтов моделей ЭМИЗ иКМЗ-1958
- 73. Технический осмотр и регулировка башмаков противовеса лифта модели ЭМИЗ
- 74. Технический осмотр и регулировка башмаков кабины и противовеса лифтов сраздвижными дверями
- 75. ЛИФТОВЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ СКОРОСТИ
- 76. ЛИФТОВЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ СКОРОСТИ
- 77. Ловители лифта
- 78. Клиновые ловители лифта
- 79. Технический осмотр и регулировка лифтовых ловителей
- 80. Технический осмотр и регулировка ограничителей скорости лифта
- 81. Замена ограничителей скорости лифта
- 82. Замена клиньев ловителей, разборка комбинированных ловителей лифтов
- 83. ВВОДНЫЕ РУБИЛЬНИКИ ЛИФТОВ
- 84. Технический осмотр вводного рубильника лифта
- 85. Трансформаторы лифтов
- 86. Трансформаторы лифтов
- 87. Реле и контакторы лифтов
- 88. Электромагнитные реле времени на лифтах
- 89. Емкостное реле времени на лифтах
- 90. Характеристика контактных групп реле и контакторов на лифтах
- 91. Автоматические выключатели на лифтах
- 92. Выпрямительные устройства на лифтах
- 93. Лифтовая двухполупериодная электросхема выпрямления переменного тока впостоянный
- 94. Лифт модели ЭМИЗ - электросхема
- 95. Лифт модели ЭМИЗ - Назначение блокировочных контактов, не имеющихмеханической связи с реле или контакторами
- 96. Лифт модели ЭМИЗ - Последовательность работы элементов электрическойсхемы но вызову кабины
- 97. Лифт модели ЭМИЗ - Работа электросхемы по приказам
- 98. Лифт модели ЭМИЗ -Работа электросхемы лифта по приказам
- 99. Лифт модели КМЗ-1958 - электросхема
- 100. Лифт модели КМЗ-1958 - Характеристика электрической схемы лифта
- 101. Лифт модели КМЗ-1958 - Работа электросхемы по приказам
- 102. Лифт модели КМЗ-1958 - Управление лифтом из машинного помещения
- 103. Лифт модели 1964 г. с неподвижным полом - электросхема
- 104. Лифт модели 1964 г. с неподвижным полом - Характеристика электрическойсхемы
- 105. Лифт с парным управлением с раздвижными дверями модели 1966 г -электросхема
- 106. Лифт с парным управлением с раздвижными дверями модели 1966 г -Назначение электроаппаратов и их контактов
- 107. Характеристика электрической схемы пассажирских лифтов со скоростьюдвижения кабины 1 м/с с парным управлением
- 108. Панели управления наиболее распространенных лифтов
- 109. Технический осмотр и регулировка электроаппаратов, установленных намагнитной станции лифта
- 110. Технический осмотр и регулировка реле типа МКУ-48 и ПЭ-6 на лифтах
- 111. Технический осмотр и регулировка реле типа РП-23 на лифтах
- 112. Технический осмотр и регулировка лифтовых электромагнитные реле времени
- 113. Технический осмотр и регулировка лифтовых контакторов КТП В-621
- 114. Технический осмотр и регулировка лифтовых контакторов ПА-421
- 115. Технический осмотр и регулировка лифтовых контакторов ПА-421
- 116. Технический осмотр электросхемы лифта модели ЭМИЗ
- 117. Технический осмотр электросхемы лифтов модели КМЗ-1958
- 118. Технический осмотр электросхемы лифтов модели 1966 г. с раздвижнымидверями
- 119. Замена электроаппаратов лифтов
- 120. АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ЛИФТОВ
- 121. Соединения обмоток асинхронных электродвигателей лифтов
- 122. Соединения обмоток лифтовых электродвигателей с фазовым икороткозамкнутым роторами
- 123. Технический осмотр асинхронного электродвигателя лифта
- 124. Замена электродвигателя главного привода лифта
- 125. Замена электродвигателя главного привода лифта
- 126. ЛИФТОВЫЕ ЭТАЖНЫЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ, ИНДУКТИВНЫЕ И КОНТАКТНЫЕ ДАТЧИКИ СЕЛЕКЦИИИ ДАТЧИКИ ТОЧНОЙ ОСТАНОВКИ
- 127. Лифтовые индуктивные датчики селекции и датчики точной остановки
- 128. Лифтовые контактные датчики типа ДПЭ-101 на герконах
- 129. Технический осмотр лифтовых этажных переключателей
- 130. Технический осмотр лифтовых индуктивных датчиков селекции и точнойостановки, контактные датчики тип ДПЭ
- 131. Замена лифтовых этажных переключателей, индуктивных и контактных датчиковселекции и датчиков точной остановки
- 132. ЛИФТОВЫЕ КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ
- 133. Технический осмотр и регулировка лифтовых конечных выключатели рубящеготипа
- 134. Технический осмотр и регулировка лифтовых конечных выключателей ПЭ-1 1
- 135. Технический осмотр и регулировка лифтовых конечных выключателей ВК-200Б
- 136. Замена лифтовых конечных выключателей
- 137. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ЛИФТОВ
- 138. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ЛИФТОВ
- 139. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ЛИФТОВ
- 140. Общие требования при работах на лифте
- 141. Наложение и снятие переносных заземлений на лифте
- 142. Переключение электросхем лифтов
- 143. Работа, выполняемая в машинном и блочном помещениях лифта
- 144. Сварочные работы в машинных помещениях лифтов
- 145. Работа в шахте лифта
- 146. Требования техники безопасности при перемещении кабины лифта по шахте
- 147. Электросварочные работы в шахте лифта
- 148. Работа в шахте лифта в зоне верхнего крайнего рабочего этажа
- 149. Выполнение работ на лифтах с парным управлением грузоподъемностью 320 и500 кгс и скоростью движения кабины 1 м/с
- 150. Работа в приямке и в зоне нижнего крайнего этажа шахты лифта
- 151. Перечень запрещенных методов выполнения работ на лифтах
- 152. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (лифты)
- 153. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта грузоподъемностью320 или 500 кг со скоростью 1 м/с для жилых здании
- 154. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта грузоподъемностью500 или 1000 кг со скоростью 1 м/с для административных здании
- 155. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта грузоподъемностью500 или 1000 кг со скоростью 1,5 м/с административных здании (аа)
- 156. Принципиальная электрическая схема трех пассажирских лифтовгрузоподъемностью 500 или 1000 кг со скоростью 1 м/с для административных зданийс групповым управлением

от 1030.00 руб./шт.

от 224.00 руб./шт.

от 195.00 руб./шт.

от 195.00 руб./шт.

от 402.00 руб./шт.

от 402.00 руб./шт.

от 288.00 руб./шт.

от 288.00 руб./шт.

от 288.00 руб./шт.

от 56.00 руб./шт.

от 224.00 руб./шт.

от 138.00 руб./шт.