Об электрических измерениях, проводимых на лифтовом оборудовании


Ввод лифтов в эксплуатацию, как по окончании их строительства, так и после ремонта, требует обязательного проведения предварительного измерения определенных электрических параметров, характеризующих состояние лифтового оборудования. А именно, должны проверяться:

 

А)        сопротивления изоляции участков цепей, находящихся под напряжением;

Б)        качество заземления электрооборудования.

 

Таким же проверкам периодически обязаны подвергаться и лифты, находящиеся в эксплуатации. При этом объемы, сроки электрических измерений, а также требования к квалификации лиц, выполняющих измерительные работы, и составу бригады устанавливаются согласно основным руководящим документам (таким как «ПУЭ», «ПТБ» и «ПТЭЭП») и указываются в инструкциях на конкретные лифты.

 

При проведении электроизмерительных работ, выполняемых на лифтовом оборудовании, осуществляется:

 

  • проверка изоляции участков электрической схемы лифта;
  • определение сопротивлений в цепях:

 

  • «фаза—нуль» (для соответствующих петель),
  • заземляющих устройств,
  • которые соединяют устройства заземления с заземлителями, заземляемыми элементами и нулевым проводом;

 

  • проверка качества защитного заземления (то есть определяется правильность и надежность его выполнения).

 

Все перечисленные выше измерения и испытания необходимы:

 

  1. для обеспечения безаварийной и бесперебойной работы лифтов;
  2. для исключения нежелательных отклонений режимов работы лифтов от тех, что заданы в их технической документации;
  3. для гарантирования безопасности эксплуатации лифтов.

 

Особенности определения качества изоляции токопроводящих цепей и электрооборудования лифтов

 

Изоляция электрических проводов и устройств не остается постоянной и ее качество со временем ухудшается под действием влаги, осаждающейся пыли и механических воздействий, а также других факторов, например, температурных и иных. Вовремя определить нарушение изоляции, означает, своевременно предупредить опасность появления участков электрических цепей лифтов, способных привести к поражению людей напряжением электрического тока или вызвать отключение/повреждение всего (или какой-то части) лифтового оборудования. Вот почему должно контролироваться сопротивление изоляции и определяться ее качество на определенных участках электрических цепей, находящихся под опасным для человека напряжением.

 

Изоляция испытывается:

 

А)        на реконструированных и вновь построенных лифтах;

Б)        при проведении капремонта лифтов;

В)        периодически во время эксплуатации лифтов один раз в течение года (не реже).

 

При этом обязательно должно проверяться качество изоляции:

 

  • обмоток всех электродвигателей;
  • корпусов электроаппаратуры;
  • опасных участков электрических цепей.

 

Определение качества изоляции осуществляется с использованием двух методов:

 

1)        измерением величины ее сопротивления;

2)        испытанием ее прочности повышенным напряжением.

 

Что касается метода первого, то он находит применение при проведении всех проверок, в то время как второй — лишь в случаях, когда обнаружено уменьшение сопротивления изоляции на проверяемом участке ниже значения, предусмотренного нормативами.

 

Измерение сопротивления изоляции может осуществляться с применением магнитоэлектрического мегомметра типа М-1101 (рассчитанного на работу с напряжением до 1000 вольт) или (на участках с напряжением до 2500 вольт) мегомметром типа МС-05.

 

У электродвигателей в отключенном нерабочем состоянии (называемым также «холодным» состоянием) измеряемое сопротивление защитной изоляции обмоток не должно быть меньше, чем 1000 кОм, а при температуре обмоток более +60 °C должно превышать 500 кОм.

 

Значение сопротивления изоляции аппаратуры и проводки также должно измеряться, и его величина должна быть более 500 кОм, причем для управляющих цепей — более 1000 кОм.

 

Периодическая проверка качества изоляции является обязательной процедурой, без проведения которой лифт нельзя эксплуатировать.

 

Рекомендации по выполнению измерений с помощью мегомметров в лифтах

 

Перед началом работы лифт отключают от входной питающей сети непосредственно на вводе, при этом должны быть вывешены соответствующие предупреждающие и запрещающие плакаты, требуемые по правилам ТБ, и проверено отсутствие:

 

А)        опасного напряжения;

Б)        неразряженных емкостных зарядов.

 

Также должен быть проверен мегомметр и его соединительные провода. Для этого один его провод подключают к зажиму, обозначенному как «земля», а второй — к зажиму с маркировкой «линия», после чего концы проводов соединяют. Начав вращать рукоятку мегомметра (примерно со скоростью два оборота за секунду), убеждаются, что его показания в этом случае равны нулю, но если концы проводов размыкаются, то стрелка на шкале прибора устанавливается на «бесконечность».

 

Во время работы с мегомметром его показания снимают, дождавшись стабилизации положения стрелки и выждав минуту с момента приложения напряжения к измеряемым цепям.

 

Причем качество изоляции для статорных обмоток двигателей, для катушек электромагнитов, осветительных и силовых цепей определяют относительно фаз и заземленного корпуса, а то же самое измерение для ротора двигателя и управляющих цепей делают только относительно «земли». При проверке трансформаторов измерения проводят сначала для каждой отдельной обмотки относительно «земли», а затем и между обмотками первичными и обмотками вторичными.

 

При проведении измерений в токоведущих силовых цепях отключается все подключенное к ним оборудование, а при проверке цепей осветительных лампы вывинчиваются, но розетки, выключатели и щитки остаются присоединенными. Измерения в управляющих цепях проводят с подключенными к ним аппаратами. Сопротивление изоляции всегда измеряют после исключения из цепей плавких предохранителей.

 

Заземляющие устройства лифтов и их испытания

 

В состав заземляющего устройства входят кроме самого заземлителя также и заземляющие проводники. При этом заземлителями называют металлические элементы или группу таких элементов, соприкасающихся непосредственно с землей. А под заземляющими проводниками понимают металлические проводники, с помощью которых осуществляется соединение заземляемых частей электрооборудования с заземлителями с сопротивлением в месте контакта не превышающим 0,05 Ом.

 

Все металлические элементы лифта, на которых может оказаться напряжение при возникновении каких-либо неисправностей, должны надежно заземляться. В процессе эксплуатации лифтов не реже, чем один раз в год производится измерение сопротивления заземляющего устройства, и проверяется цепь между заземлителями и заземляемыми металлическими частями оборудования на величину переходного сопротивления в местах контактов. При этом не реже одного раза за пять лет измеряется величина сопротивления петли «фаза-нуль».

 

Проведение проверок заземляющих устройств необходимо для предотвращения поражения людей электрическим током.

 

Измерение сопротивления переходных контактов производят с помощью омметров, например, такого как М-372, на шкале 0-50 Ом. Определение величины сопротивления заземляющего устройства лифта может производиться измерителем заземления типа М-416. При этом сопротивление защитного заземления должно быть менее или равно 4 Ом.

 

Кроме проверок, осуществляемых с помощью приборов, необходимо также проводить и непосредственный осмотр состояния заземляющей проводки, и изучать правильность ее выполнения. Медные без изоляции заземляющие проводники при их открытой прокладке должны быть в сечении не менее, чем 4 мм2, изолированные провода из меди, применяемые для заземления, должны быть в сечении не менее 1,5 мм2.

 

Заземляющие алюминиевые проводники, применяемые для тех же целей, соответственно, без изоляции и с изоляцией: 6 мм2 и 2,5 мм2. Заземляющие стальные круглые проводники такого же назначения должны иметь диаметр не менее 5 мм, а стальные проводники прямоугольного профиля — иметь сечение не менее 24 мм2 и толщину не менее трех миллиметров.

 

Заземляющие проводники должны соединяться между собой с помощью сварки, а с заземляемым оборудованием либо с помощью сварки, либо с использованием болтов.

 

Испытание заземляющих устройств рекомендуется проводить поочередно в периоды наибольшего промерзания и просыхания почвы. В сырую погоду выполнять измерения не разрешается.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рекомендуемый перечень объектов лифта, на которых должна проводиться проверка сопротивления изоляции

 

  1. Участки:
  • от вводного устройства, питающего лифт, до автомата (предохранителей);
  • от автомата (предохранителей) до концевого выключателя;
  • от концевого выключателя до контакторной панели;
  • от контакторной панели до линейного контактора;
  • от линейного контактора до электродвигателя;
  • от предохранителей до магнитной отводки кабины;
  • от предохранителей до трансформатора 380/220 В;
  • от предохранителей до трансформаторов 380/24 В, 220/24/36 В;
  • от контакторной панели до трансформатора 380/220 В, питающего электродвигатель механизма дверей (при напряжении питания 380 В);
  • от ротора электродвигателя до пускового реостата;
  • между цепями управления, освещения и сигнализации;
  • от трансформатора 380/220 В до автомата, включающего электродвигатель механизма дверей;
  • от автомата до электродвигателя механизма дверей.

 

  1. Обмотки:
  • электродвигателя;
  • электромагнитного тормоза;
  • трансформатора приставки;
  • магнитной отводки;
  • трансформатора 380/220 В;
  • трансформатора 380/24 В, 220/24/36 В;
  • трансформатора 380/220 В, питающего электродвигатель механизма дверей;
  • статора электродвигателя механизма дверей;
  • ротора электродвигателя.

 

  1. Кроме того проверяются на качество изоляции:
  • цепи сигнализации и освещения (замеры относительно земли);
  • контактная линия (цепь управления);
  • пусковой реостат;
  • подводка к электромагнитному тормозу;
  • селеновое выпрямительное устройство.

2016.07.02

Опасность лифта – какова она на самом деле

2017.06.24

Опасность лифта – какова она на самом деле

Соблюдение правил пожарной безопасности в лифте

2017.06.20

Соблюдение правил пожарной безопасности в лифте

Старинные лифты Петербурга

2017.06.08

Старинные лифты Петербурга

Лифтовый этикет

2017.06.07

Лифтовый этикет

Лифт и особенности гигиены

2017.06.03

Лифт и особенности гигиены

Дети в лифте: правила поведения

2017.06.01

Дети в лифте: правила поведения

Обустройство лифта в собственном доме

2017.05.11

Обустройство лифта в собственном доме

6 вещей, которые вы не знали о лифтах

2017.05.08

6 вещей, которые вы не знали о лифтах

Otis - история крупнейшего лифтового бренда в мире

2017.05.04

Otis - история крупнейшего лифтового бренда в мире

Пять самых странных в мире лифтов

2017.04.30

Пять самых странных в мире лифтов

История возникновения лифта: от Древнего Египта до наших дней

2017.04.27

История возникновения лифта: от Древнего Египта до наших дней

Интересные факты о лифтах

2017.04.22

Интересные факты о лифтах

Величественные творения человека - небоскребы. История, основы строительства, проекты будущего

2017.03.27

Величественные творения человека - небоскребы. История, основы строительства, проекты будущего

Ремонт жилья за счет государства. Миф или реальность

2017.03.25

Ремонт жилья за счет государства. Миф или реальность

Эйфелева башня – знакомая незнакомка

2017.03.20

Эйфелева башня – знакомая незнакомка

Не забывайте вымыть руки после пользования лифтом!

2017.03.13

Не забывайте вымыть руки после пользования лифтом!

Этикет пользования эскалаторами – в широкие массы!

2017.01.19

Этикет пользования эскалаторами – в широкие массы!

Лифт – надежное транспортное средство

2017.01.17

Лифт – надежное транспортное средство

Три самых популярных мифа о лифтах

2016.11.26

Три самых популярных мифа о лифтах

В лифте пожар: что делать?

2016.11.21

В лифте пожар: что делать?

Есть вопросы? Пишите нам

* Оставьте телефон или email, мы свяжемся с Вами при первой возможности. Или звоните +7(495)968-99-38, +7(903)968-99-38