Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Когда мы сможем прокатиться на космическом лифте?

 

  1. Кое-что о геостационарной орбите

 

Мечта о космическом лифте, который можно было бы использовать для подъема грузов на такую высоту, где начинается уже космическое пространство, появилась уже более 120 лет назад, с того момента, как в конце XIX века русским мыслителем и ученым Константином Циолковским впервые была сформулирована концепция этого грандиозного по масштабам сооружения.

 

Под впечатлением от потрясающего по тем временам и успешно реализованного проекта строительства металлической башни в центре Парижа, названной в честь ее создателя инженера Гюстава Эйфеля, Эйфелевой, Циолковский описал высотное сооружение, стоящее на поверхности Земли в районе экватора и уходящее вверх на высоту в 36 000 километров.

 

Именно на этой высоте, называемой геостационарной орбитой, помещенный сюда спутник имеет период обращения, равный по времени периоду вращения нашей планеты вокруг своей оси. И, следовательно, такой спутник с орбитальным периодом, равным одним суткам, будет неподвижен относительно поверхности Земли. Но во времена Циолковского его идеи относились только к жанру научной фантастики.

 

  1. Конец XX века — возрождение мечты

 

В конце XX века идея космического лифта стала рассматриваться вновь и вновь в связи с началом космической гонки, когда пилотируемые полеты вокруг Земли и даже на Луну стали уже обыденными событиями. Многие ученые и инженеры указывали, что использование космического лифта позволило бы значительно сократить затраты по выводу космических аппаратов на околоземную орбиту, удешевив в целом и проекты полетов к другим планетам Солнечной системы. Но предварительные расчеты необходимых инвестиций и уровня технологий давали понять, что реализовать такой проект станет возможным нескоро.

 

  1. Наше время: станет ли сказка былью?

 

Хотя сегодня реализация идеи космического лифта уже теоретически возможна, но имеющийся конкретный технологический уровень производства не позволяет начать изготовление необходимых составляющих компонентов для такого сооружения в промышленных масштабах. Причина заключается в том, что пока еще нет возможности наладить производство канатов из углеродных трубок нано размеров в тоннах и километрах.

 

Углеродные нанотрубоки — это цилиндрические структуры, имеющие диаметр менее одного нанометра. Теоретически с них можно «сплести» нити и канаты неограниченной длины, обладающие достаточной прочностью, необходимой для создания тросов для космического лифта.

 

Проблема в том, что сегодня такие углеродные трубки производят в объеме, которого не хватит ни на один канат «до неба». Так в 2004-м длина (рекордная по тем временам) нанотрубки составляла всего 0,4 см, а в 2006 году уже удалось создать наноизделие длиной в 7 мм. 2008 год ознаменовался тем, что ученым удалось сплести «ковер» из нанотрубок с размерами: длина — 185 см и ширина — 92 см.

 

И с тех пор, к нашему огорчению, никаких существенных достижений в этой области не наблюдалось. Более того, многие ученые считают, что с развитием частных космических пилотируемых проектов, особенно с повторным использованием ракет или их ступеней, может произойти полное вытеснение идей, связанных с разработкой космических лифтов, по крайней мере — на ближайшее обозримое будущее. Ведь космический лифт обладает привлекательностью только потому, что теоретически является более дешевым вариантом доставки грузов на околоземную орбиту по сравнению с одноразовыми ракетами. Но появление многоразовых ракет отодвигает перспективу создания такого невообразимо больших размеров лифта на неопределенно удаленное время.

 

  1. Япония — впереди планеты всей

 

По-другому относятся к идее космического лифта в «стране восходящего солнца»: в Японии она уже превратилась почти в национальную идею. Японские ученые известны своими большими достижениями не только в робототехнике: японского ученого Сумио Иидзима многие считают первопроходцем в области технологий по созданию графитовых нанотрубок.

 

Представители японской компании «Obayashi» обещают построить действующий вариант своего космического лифта уже к середине этого столетия. Они считают, что одним из способов применения такого лифта станет космический туризм, поэтому в «Obayashi» уже начали разработку транспорта, способного поднимать в космос не менее 30 человек.

 

Йожи Ишикава, являющийся руководителем компании «Obayashi», сообщил недавно, что они уже начали совместную работу с рядом подрядчиков и высших учебных и исследовательских университетов по развитию технологий производства графитовых нанотрубок.

 

Ишикава сказал, что хотя данный проект чрезвычайно сложен, но вполне выполним. Также он отметил, что идея «лифта в космос» популярна в его стране еще и потому, что став национальной, она позволяет сплачивать вокруг себя людей, а это особенно важно на фоне ухудшения экономического положения основной части населения за последние двадцать лет.

 

Но в то же время Ишикава подчеркнул, что проект такого масштаба нельзя реализовать без участия других стран нашей планеты. А Япония готова стать локомотивом, который будет основной движущей силой, направленной на реализацию идеи, давно будоражащей умы людей не только в его стране.

 

  1. А как же другие?

 

Тем временем «Thoth Technology Inc.», канадская компания, работающая в космической и оборонной области, в 2015-м получила американский патент на изобретение № 9085897, представляющее еще один образец космического лифта, в котором жесткость построенной башни будет обеспечиваться сжатым газом.

 

По мнению канадских ученых, башня будет использоваться для доставки грузов и людей на высоту двадцать километров, откуда далее будет осуществляться их транспортировка на околоземную орбиту обычными ракетами. Использование такого промежуточного варианта, как утверждают представители этой канадской компании, позволит экономить почти треть ракетного топлива, необходимого при использовании ракет, стартующих непосредственно с поверхности Земли.


2016.04.29
Самые уникальные лифты мира

2016.04.05

Самые уникальные лифты мира
Как придумали лифт?

2016.04.11

Как придумали лифт?
Надежность и безопасность современных лифтов

2016.04.23

Надежность и безопасность современных лифтов
Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?

2016.04.23

Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?
Для чего нужен башмак лифта

2016.04.23

Для чего нужен башмак лифта
Пассажирские лифты: их назначение и устройство

2016.04.24

Пассажирские лифты: их назначение и устройство
Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы

2016.04.25

Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы
Назначение грузового лифта и его устройство

2016.04.25

Назначение грузового лифта и его устройство
Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод

2016.04.25

Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод
Ограничители скорости

2016.04.26

Ограничители скорости
Особенности конструкции гидравлических лифтов

2016.04.28

Особенности конструкции гидравлических лифтов
Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта

2016.04.28

Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта
Устройство лифта

2016.04.30

Устройство лифта
Шахта лифта

2016.05.05

Шахта лифта
Терминология лифтового хозяйства

2016.05.07

Терминология лифтового хозяйства
Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?

2016.05.13

Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?
Особенности выбора лифтовых электроприводов

2016.05.15

Особенности выбора лифтовых электроприводов
Необычные лифты

2016.05.16

Необычные лифты
Техника монтажа лифтов

2016.05.22

Техника монтажа лифтов
Тормозные электромагниты

2016.05.25

Тормозные электромагниты