Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Об электрических измерениях, проводимых на лифтовом оборудовании

Ввод лифтов в эксплуатацию, как по окончании их строительства, так и после ремонта, требует обязательного проведения предварительного измерения определенных электрических параметров, характеризующих состояние лифтового оборудования. А именно, должны проверяться:

 

А)        сопротивления изоляции участков цепей, находящихся под напряжением;

Б)        качество заземления электрооборудования.

 

Таким же проверкам периодически обязаны подвергаться и лифты, находящиеся в эксплуатации. При этом объемы, сроки электрических измерений, а также требования к квалификации лиц, выполняющих измерительные работы, и составу бригады устанавливаются согласно основным руководящим документам (таким как «ПУЭ», «ПТБ» и «ПТЭЭП») и указываются в инструкциях на конкретные лифты.

 

При проведении электроизмерительных работ, выполняемых на лифтовом оборудовании, осуществляется:

 

  • проверка изоляции участков электрической схемы лифта;
  • определение сопротивлений в цепях:

 

  • «фаза—нуль» (для соответствующих петель),
  • заземляющих устройств,
  • которые соединяют устройства заземления с заземлителями, заземляемыми элементами и нулевым проводом;

 

  • проверка качества защитного заземления (то есть определяется правильность и надежность его выполнения).

 

Все перечисленные выше измерения и испытания необходимы:

 

  1. для обеспечения безаварийной и бесперебойной работы лифтов;
  2. для исключения нежелательных отклонений режимов работы лифтов от тех, что заданы в их технической документации;
  3. для гарантирования безопасности эксплуатации лифтов.

 

Особенности определения качества изоляции токопроводящих цепей и электрооборудования лифтов

 

Изоляция электрических проводов и устройств не остается постоянной и ее качество со временем ухудшается под действием влаги, осаждающейся пыли и механических воздействий, а также других факторов, например, температурных и иных. Вовремя определить нарушение изоляции, означает, своевременно предупредить опасность появления участков электрических цепей лифтов, способных привести к поражению людей напряжением электрического тока или вызвать отключение/повреждение всего (или какой-то части) лифтового оборудования. Вот почему должно контролироваться сопротивление изоляции и определяться ее качество на определенных участках электрических цепей, находящихся под опасным для человека напряжением.

 

Изоляция испытывается:

 

А)        на реконструированных и вновь построенных лифтах;

Б)        при проведении капремонта лифтов;

В)        периодически во время эксплуатации лифтов один раз в течение года (не реже).

 

При этом обязательно должно проверяться качество изоляции:

 

  • обмоток всех электродвигателей;
  • корпусов электроаппаратуры;
  • опасных участков электрических цепей.

 

Определение качества изоляции осуществляется с использованием двух методов:

 

1)        измерением величины ее сопротивления;

2)        испытанием ее прочности повышенным напряжением.

 

Что касается метода первого, то он находит применение при проведении всех проверок, в то время как второй — лишь в случаях, когда обнаружено уменьшение сопротивления изоляции на проверяемом участке ниже значения, предусмотренного нормативами.

 

Измерение сопротивления изоляции может осуществляться с применением магнитоэлектрического мегомметра типа М-1101 (рассчитанного на работу с напряжением до 1000 вольт) или (на участках с напряжением до 2500 вольт) мегомметром типа МС-05.

 

У электродвигателей в отключенном нерабочем состоянии (называемым также «холодным» состоянием) измеряемое сопротивление защитной изоляции обмоток не должно быть меньше, чем 1000 кОм, а при температуре обмоток более +60 °C должно превышать 500 кОм.

 

Значение сопротивления изоляции аппаратуры и проводки также должно измеряться, и его величина должна быть более 500 кОм, причем для управляющих цепей — более 1000 кОм.

 

Периодическая проверка качества изоляции является обязательной процедурой, без проведения которой лифт нельзя эксплуатировать.

 

Рекомендации по выполнению измерений с помощью мегомметров в лифтах

 

Перед началом работы лифт отключают от входной питающей сети непосредственно на вводе, при этом должны быть вывешены соответствующие предупреждающие и запрещающие плакаты, требуемые по правилам ТБ, и проверено отсутствие:

 

А)        опасного напряжения;

Б)        неразряженных емкостных зарядов.

 

Также должен быть проверен мегомметр и его соединительные провода. Для этого один его провод подключают к зажиму, обозначенному как «земля», а второй — к зажиму с маркировкой «линия», после чего концы проводов соединяют. Начав вращать рукоятку мегомметра (примерно со скоростью два оборота за секунду), убеждаются, что его показания в этом случае равны нулю, но если концы проводов размыкаются, то стрелка на шкале прибора устанавливается на «бесконечность».

 

Во время работы с мегомметром его показания снимают, дождавшись стабилизации положения стрелки и выждав минуту с момента приложения напряжения к измеряемым цепям.

 

Причем качество изоляции для статорных обмоток двигателей, для катушек электромагнитов, осветительных и силовых цепей определяют относительно фаз и заземленного корпуса, а то же самое измерение для ротора двигателя и управляющих цепей делают только относительно «земли». При проверке трансформаторов измерения проводят сначала для каждой отдельной обмотки относительно «земли», а затем и между обмотками первичными и обмотками вторичными.

 

При проведении измерений в токоведущих силовых цепях отключается все подключенное к ним оборудование, а при проверке цепей осветительных лампы вывинчиваются, но розетки, выключатели и щитки остаются присоединенными. Измерения в управляющих цепях проводят с подключенными к ним аппаратами. Сопротивление изоляции всегда измеряют после исключения из цепей плавких предохранителей.

 

Заземляющие устройства лифтов и их испытания

 

В состав заземляющего устройства входят кроме самого заземлителя также и заземляющие проводники. При этом заземлителями называют металлические элементы или группу таких элементов, соприкасающихся непосредственно с землей. А под заземляющими проводниками понимают металлические проводники, с помощью которых осуществляется соединение заземляемых частей электрооборудования с заземлителями с сопротивлением в месте контакта не превышающим 0,05 Ом.

 

Все металлические элементы лифта, на которых может оказаться напряжение при возникновении каких-либо неисправностей, должны надежно заземляться. В процессе эксплуатации лифтов не реже, чем один раз в год производится измерение сопротивления заземляющего устройства, и проверяется цепь между заземлителями и заземляемыми металлическими частями оборудования на величину переходного сопротивления в местах контактов. При этом не реже одного раза за пять лет измеряется величина сопротивления петли «фаза-нуль».

 

Проведение проверок заземляющих устройств необходимо для предотвращения поражения людей электрическим током.

 

Измерение сопротивления переходных контактов производят с помощью омметров, например, такого как М-372, на шкале 0-50 Ом. Определение величины сопротивления заземляющего устройства лифта может производиться измерителем заземления типа М-416. При этом сопротивление защитного заземления должно быть менее или равно 4 Ом.

 

Кроме проверок, осуществляемых с помощью приборов, необходимо также проводить и непосредственный осмотр состояния заземляющей проводки, и изучать правильность ее выполнения. Медные без изоляции заземляющие проводники при их открытой прокладке должны быть в сечении не менее, чем 4 мм2, изолированные провода из меди, применяемые для заземления, должны быть в сечении не менее 1,5 мм2.

 

Заземляющие алюминиевые проводники, применяемые для тех же целей, соответственно, без изоляции и с изоляцией: 6 мм2 и 2,5 мм2. Заземляющие стальные круглые проводники такого же назначения должны иметь диаметр не менее 5 мм, а стальные проводники прямоугольного профиля — иметь сечение не менее 24 мм2 и толщину не менее трех миллиметров.

 

Заземляющие проводники должны соединяться между собой с помощью сварки, а с заземляемым оборудованием либо с помощью сварки, либо с использованием болтов.

 

Испытание заземляющих устройств рекомендуется проводить поочередно в периоды наибольшего промерзания и просыхания почвы. В сырую погоду выполнять измерения не разрешается.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рекомендуемый перечень объектов лифта, на которых должна проводиться проверка сопротивления изоляции

 

  1. Участки:
  • от вводного устройства, питающего лифт, до автомата (предохранителей);
  • от автомата (предохранителей) до концевого выключателя;
  • от концевого выключателя до контакторной панели;
  • от контакторной панели до линейного контактора;
  • от линейного контактора до электродвигателя;
  • от предохранителей до магнитной отводки кабины;
  • от предохранителей до трансформатора 380/220 В;
  • от предохранителей до трансформаторов 380/24 В, 220/24/36 В;
  • от контакторной панели до трансформатора 380/220 В, питающего электродвигатель механизма дверей (при напряжении питания 380 В);
  • от ротора электродвигателя до пускового реостата;
  • между цепями управления, освещения и сигнализации;
  • от трансформатора 380/220 В до автомата, включающего электродвигатель механизма дверей;
  • от автомата до электродвигателя механизма дверей.

 

  1. Обмотки:
  • электродвигателя;
  • электромагнитного тормоза;
  • трансформатора приставки;
  • магнитной отводки;
  • трансформатора 380/220 В;
  • трансформатора 380/24 В, 220/24/36 В;
  • трансформатора 380/220 В, питающего электродвигатель механизма дверей;
  • статора электродвигателя механизма дверей;
  • ротора электродвигателя.

 

  1. Кроме того проверяются на качество изоляции:
  • цепи сигнализации и освещения (замеры относительно земли);
  • контактная линия (цепь управления);
  • пусковой реостат;
  • подводка к электромагнитному тормозу;
  • селеновое выпрямительное устройство.

2016.07.02
Самые уникальные лифты мира

2016.04.05

Самые уникальные лифты мира
Как придумали лифт?

2016.04.11

Как придумали лифт?
Надежность и безопасность современных лифтов

2016.04.23

Надежность и безопасность современных лифтов
Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?

2016.04.23

Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?
Для чего нужен башмак лифта

2016.04.23

Для чего нужен башмак лифта
Пассажирские лифты: их назначение и устройство

2016.04.24

Пассажирские лифты: их назначение и устройство
Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы

2016.04.25

Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы
Назначение грузового лифта и его устройство

2016.04.25

Назначение грузового лифта и его устройство
Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод

2016.04.25

Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод
Ограничители скорости

2016.04.26

Ограничители скорости
Особенности конструкции гидравлических лифтов

2016.04.28

Особенности конструкции гидравлических лифтов
Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта

2016.04.28

Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта
Когда мы сможем прокатиться на космическом лифте?

2016.04.29

Когда мы сможем прокатиться на космическом лифте?
Устройство лифта

2016.04.30

Устройство лифта
Шахта лифта

2016.05.05

Шахта лифта
Терминология лифтового хозяйства

2016.05.07

Терминология лифтового хозяйства
Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?

2016.05.13

Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?
Особенности выбора лифтовых электроприводов

2016.05.15

Особенности выбора лифтовых электроприводов
Необычные лифты

2016.05.16

Необычные лифты
Техника монтажа лифтов

2016.05.22

Техника монтажа лифтов