Запчасти для лифтов +7 903 968-99-38
Разработка

Расчет основных нагрузочных параметров лифтов

Современные лифты, как грузовые, так и пассажирские, обычно оборудуются противовесами, называемыми также контргрузами. Но в подъемных машинах, устанавливаемых в шахтах, чаще всего для уравновешивания кабины/платформы применяется вторая такая же кабина/платформа.

 

Контргруз для подъемников выбирают так, чтобы он полностью уравновешивал вес кабины/платформы и некоторую часть веса, равного номинальному весу поднимаемого груза:

 

 Qп = Qк + β×Qн (1)

 

Где:

 

1)        символами Qн, Qк и Qп обозначен вес: номинального груза, кабины и противовеса;

2)        символом β обозначен коэффициент уравновешивания, значение которого обычно берут равным 0,5 (или отличающимся от этого значения не более, чем на 0,1).

 

Необходимость уравновешивания кабин/платформ вызвана тем, что их перемещение без контргрузов требует применения более мощных двигателей. Целесообразность частичного уравновешивания и полезного перевозимого кабиной/платформой груза становится понятной при определении требуемой мощности двигателя из анализа графика нагрузки. Так, например, можно убедиться, что если лифт работает в основном с пустой кабиной, то на графике, требуемой для этого мощности двигателя, наблюдается минимум при β = 0,5.

 

Включение в кинематическую схему лифта контргруза ведет к тому, что происходит, во-первых, выравнивание графика, отображающего нагрузку двигателя, а, во-вторых, снижение нагрева этого двигателя при его работе.

Рис. 1. Схема баланса сил в работающем лифте

 

Рассматривая схему на рис. 1, можно для веса кабины с реальным грузом весом Qг (равным или меньшим номинального веса Qн) написать следующую формулу:

 

Q = Qк + Qг (2)

 

Где:

 

1)        Qг — вес реально перевозимого груза;

2)        Qк — вес кабины;

3)        Q — вес кабины с грузом.

 

А с учетом веса противовеса Qп, формула для которого приведена выше, и если в кинематической схеме лифта нет уравновешивающего каната, а силами трения, воздействующими на противовес и кабину при их движении по направляющим можно пренебречь, можно записать:

 

F1 = Qк + Qг + qк×h1 (3)

F2 = Qк + β×Qн + qк×h2 (4)

 

Где:

 

qк — вес одного метра каната.

 

Усилие, приложенное к канатоведущему шкиву при перевозке реального груза, можно вычислить по следующей формуле: 

 

F = F1 – F2 = Qк + Qг + qк×h1 - Qк - β×Qн - qк×h2 = Qг - β×Qн + qк× (h1 – h2) (5)

 

Таким образом, момент (M) и мощность (P) на валу электродвигателя определяются по формулам:

 

(6а, 6б, 6г, 6д)

 

Где:

 

1)        M — это момент на валу двигателя, а P — его мощность, причем, если они записаны с буквой «д» (Mд, Pд), то рассматривается двигательный режим, а если с буквой «г» (Mг, Pг), то — генераторный режим;

2)        η — кпд червячного редуктора, причем, если он записан с буквой «д» (ηд), то рассматривается режим прямой передачи энергии, а если с буквой «г» (ηг), то — обратной передачи.

 

Из формулы (5) следует, что если в кинематической схеме лифта нет уравновешивающего каната, то нагрузка привода зависит от высоты нахождения кабины/платформы лифта.

 

Подъемные машины с большой грузоподъемностью, например, в 10 тонн, и скоростью движения более 10 м/сек, и поднимающие грузы на большую высоту (более 200 м) оборудуются прочными массивными стальными канатами. Уравновешивание этих канатов при движении кабин/платформ наступает только в средней части пути. При этом в его начале и в конце канат сильно неуравновешен, что приводит к тому, что к валу двигателя приложен большой статический момент, либо затрудняющий работу привода, либо наоборот разгружающий его.

 

Неравномерная нагрузка, действующая на привод, требует установки в таких подъемных устройствах двигателей с завышенной мощностью. В случаях высоты подъема, превышающей 200 метров, уравновешивания основных подъемных канатов (головных) добиваются с помощью дополнительных (называемых хвостовыми) канатов, подвешиваемых снизу к кабинам/платформам. Если эти хвостовые канаты имеют диаметр и длину, такую же, как и головные, то кинематическая система становится уравновешенной.

 

При перевозке грузов нагрузка на привод постоянно изменяется. Поэтому для определения момента и мощности на валу привода при разных грузах строят график зависимости этих величин (по нескольким точкам) от нагрузки. Например, такой, как на рисунке ниже (рис. 2), и используют его в дальнейшем для нахождения промежуточных значений.

Рис. 2. Диаграмма, построенная по нескольким точкам

 

При выборе электропривода важно также учитывать и режим работы подъемной машины, а именно:

 

  1. относительную (выраженную в процентах) продолжительность работы во включенном состоянии (ПВ);
  2. количество включений двигателя в течение часа (ЧВ).

 

При этом режим работы подъемного оборудования во многом определяется его назначением. Так, например, в жилых зданиях график движения лифта относительно равномерный. Причем параметр ПВ равен приблизительно 40 %, а ЧВ обычно находится в диапазоне 90…120. В зданиях административного назначения нагрузка на лифтовое оборудование неравномерная. Она сильно возрастает утром во время прихода сотрудников на работу и вечером в момент их ухода домой, а также в полдень, в обеденный перерыв. При этом значение ПВ лежит в диапазоне 40…60 %, а ЧВ — 150…200.

 

Нарисовав график для статической нагрузки вала электродвигателя и выбрав тип привода, можно далее построить диаграмму нагрузок с учетом переходных процессов.

 

При этом необходимо учитывать количество остановок, совершаемых кабиной, а также время:

 

А)        на разгон/ торможение привода;

Б)        на открывание/закрывание дверей;

Г)        на загрузку/выгрузку пассажиров.

 

Как правило, у лифтов, имеющих автоматически функционирующие двери, суммарное время на открывание/закрывание дверей и загрузку лифтовой кабины равно шести—восьми секундам.

 

Время, нужное на разгон/торможение лифта определяют по диаграмме движения, зная номинальную скорость перемещения, а также допустимое значение ускорения лифтовой кабины. А по нагрузочной диаграмме, построенной с учетом динамики и статики работы системы электропривода, можно произвести тепловой расчет двигателя и получить информацию о его нагревании, используя, например, метод средних потерь или другие методы.

Рис. 3. Изменение момента привода в зависимости от величины перевозимого кабиной груза

 

Где:

 

1 — кабина в начале пути (первый этаж);

2 — кабина в средней части шахты;

3 — кабина в конце пути (на самом верху шахты).

 

Ниже приведен пример расчета статических моментов, имеющихся на валу привода в разных режимах работы, для случая конкретного пассажирского лифта.

 

Исходные данные для расчета:

 

  1. макс. грузоподъемность Qн = 4850 Н;
  2. скорость перемещения кабины v = 1 м/сек;
  3. макс. высота подъема hо = h1 + h2 = 43 метра;
  4. вес кабины Qк = 6880 Н;
  5. вес контргруза Qп = 9330 Н;
  6. диаметр шкива Dш = 0,95 метра;
  7. коэффициент передачи i редуктора привода = 40;
  8. кпд передачи η = 0,65 (с учетом наличия сил трения);
  9. вес каната Qкан = 860 Н.

 

Таблица

 

Усилие, действующее на шкив:

 

 (7а, 7б)

 

А если учесть, что h2 = hо – h1, то получим:

 

  (8а, 8б)

 

При работе лифта на подъем (Fc > 0) его электродвигатель функционирует в режиме, называемом «двигательным», и переходит в режим «генераторный», если  Fc становится равным нулевому или отрицательному значению.

 

Результаты расчетов моментов двигателя по вышеприведенным формулам представлены в Таблице и на рисунке 3. Более точные значения требуемых величин могут быть получены при учете сил, препятствующих перемещению кабины и противовеса при их движении в шахте и обычно равных не менее 5 % от силы Fc.


2016.06.24
Самые уникальные лифты мира

2016.04.05

Самые уникальные лифты мира
Как придумали лифт?

2016.04.11

Как придумали лифт?
Надежность и безопасность современных лифтов

2016.04.23

Надежность и безопасность современных лифтов
Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?

2016.04.23

Отчего наше поведение в лифте такое неестественное?
Для чего нужен башмак лифта

2016.04.23

Для чего нужен башмак лифта
Пассажирские лифты: их назначение и устройство

2016.04.24

Пассажирские лифты: их назначение и устройство
Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы

2016.04.25

Частотные преобразователи для лифтов: устройство и рекомендации по продлению срока службы
Назначение грузового лифта и его устройство

2016.04.25

Назначение грузового лифта и его устройство
Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод

2016.04.25

Особенности конструкции лифтов, имеющих электрический привод
Ограничители скорости

2016.04.26

Ограничители скорости
Особенности конструкции гидравлических лифтов

2016.04.28

Особенности конструкции гидравлических лифтов
Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта

2016.04.28

Деловой этикет: поведение в лифте и у лифта
Когда мы сможем прокатиться на космическом лифте?

2016.04.29

Когда мы сможем прокатиться на космическом лифте?
Устройство лифта

2016.04.30

Устройство лифта
Шахта лифта

2016.05.05

Шахта лифта
Терминология лифтового хозяйства

2016.05.07

Терминология лифтового хозяйства
Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?

2016.05.13

Для чего нужны испытательные лаборатории лифтов?
Особенности выбора лифтовых электроприводов

2016.05.15

Особенности выбора лифтовых электроприводов
Необычные лифты

2016.05.16

Необычные лифты
Техника монтажа лифтов

2016.05.22

Техника монтажа лифтов